В последних числах сентября в Ковровском историко-мемориальном музее на ул. Абельмана было особенно многолюдно. И все потому, что здесь работала выставка-ярмарка «Самоцветы мира». Проводится она в Коврове уже более 20 лет. Казалось бы, за столь длительное время — выставки проходят два раза в год — интерес к ним должен поугаснуть, но по числу ковровчан, которые приходят в музей даже просто полюбоваться тем, что создала для нас природа, понятно: интерес к минералам, к изделиям из них в городе есть, и он растет.
А организует для ковровчан все эти ярмарки геофизик из Москвы Егор Рыбалкин. Он настолько влюблен в свое дело, что нет ничего удивительного в том, что «самоцветные» выставки пользуются у ковровчан таким спросом.
О яшме, лазурите, малахите…
На выставку-ярмарку с фотокором нашей газеты мы заглянули 28 сентября. Глаз цеплялся то за одну вещь, то за другую… Но совсем другой краской выставка-ярмарка заиграла в тот момент, когда в качестве экскурсовода к нам присоединился Егор Афанасьевич. Он начал рассказывать много интересных вещей о самоцветах, да так, что заслушаешься…
От него, например, я узнала, что на нашей планете около 150 самоцветов, из них-то ювелиры и делают огромное количество украшений, при этом ни один минерал не похож на другой.
В доказательство к сказанному Егор Афанасьевич подвел нас к витрине со шкатулками.
— Это все яшма, — показал он на ряд шкатулок красно-коричневого оттенка. — Видите, у каждой свой рисунок. А палитра какая интересная! И это все «работа» природы… И бусы, сережки, кольца, картины из яшмы тоже все разные.
А вот берем малахит… Егор Афанасьевич показывает на необычайной красоты шкатулки зеленого цвета. Добывали малахит у нас на двух месторождениях на Урале, 60 лет назад они были отработаны, и теперь малахита в России нет. Привозят из Африки. Малахит — камень сложный, обрабатывается тяжело, но зато какие красивые из него украшения получаются!
А вот эта шкатулка состоит из малахита и лазурита, они в природе срослись, и называется этот минерал хризоколла. Вот они синие разводы на зеленом фоне.
Могу однозначно подтвердить: сочетание красивейшее! Просто глаз ласкает…
А эти красные шкатулки из родонита, — продолжает рассказывать Егор Афанасьевич. — Ими станция метро Маяковская в Москве облицована. Тоже два месторождения у нас были и также отработаны, больше месторождений родонита в России нет. А камень и украшения из него просто чудесные!
Дальше Егор Афанасьевич обращает внимание на различие в цвете.
— Вот в этой шкатулке из родонита марганца больше, она более яркая, в этой, что потускнее, его меньше.
Кстати, один из самых распространенных камней на планете — кварц, — уточняет Егор Афанасьевич. — Он образует большую группу минералов: горный хрусталь прозрачный, аметист фиолетовый, цитрин желтый, празем зеленый. Бывает кварц молочный, розовый, голубой, кварц-волосатик.
Среди шкатулок явно выделяется приличных размеров шар из горного хрусталя. Внутри шара — целый мир из включений различных минералов, и сколько его ни поворачивай, смотрится он со всех сторон по-разному! Такой шар не только украсит интерьер, он еще обладает и полезными свойствами.
— Вот ощутите, шар очень тяжелый, — передавая его нам в руки, отмечает геофизик. — И обратите внимание, какой он холодный. Все натуральные камни холодные. Рос этот кристалл примерно 10 миллионов лет и накопил в себе очень много информации за период роста.
Возраст земли, опять же уточняет мой собеседник, приблизительно 4,5 млрд лет. Только когда она остыла, в ее недрах началось формирование полезных ископаемых. Вот такой подарок природы!
А это наш калининградский янтарь, — переводит Егор Афанасьевич взгляд на другой сектор продаж с обилием колец, сережек, браслетов, бус… — Здесь представлен янтарь только медового цвета, но самый ценный — белый. Считается, что необработанный янтарь полезно носить людям, имеющим проблемы со щитовидкой.
Очень большой выбор на выставке красивых бус и разных украшений из жемчуга различных цветов: белого, розового, желтого, коричневого и даже черного, он здесь речной культивированный. Привозится из Индонезии, Японии, Китая.
Егор Афанасьевич показывает на сердолик, отмечая, что это был один из любимых камней Пушкина.
Мой взгляд падает на изделия с сиреневым камнем. Это – чароит, открыт был 70 лет назад в России. Больше его нигде нет.
Немного о себе, о Пушкине и Петре I
После столь содержательного экскурса в мир минералов захотелось немного узнать о самом Егоре Афанасьевиче. Живет он в Москве, сейчас на пенсии, а в свое время был горным инженером-геофизиком, отличник разведки недр, Почетный ветеран-геологоразведчик. Занимался поисками и разведкой кварцевого и самоцветного сырья на всей территории Советского Союза (Урал, Сибирь, Якутия, Дальний Восток, Украина, Узбекистан, Казахстан, Памир) – там, где проводились геологоразведочные работы на эти виды сырья.
Кварц, отметил он, сырье, применяемое не только в ювелирной отрасли, но и практически во всех отраслях промышленности: стекольной, гончарной, военной…
Егор Афанасьевич вместе с коллегами открыл месторождения кварца и берилла. До сих пор не перестает восхищаться природой, которая создала для человечества красоту в виде кристаллов, друз, жеодов, пейзажей из самоцветов.
Организация выставок-ярмарок «Самоцветы мира» для горного инженера-геофизика — это, по сути, продолжение его жизни в профессии. О камнях Егор Афанасьевич может рассказывать бесконечно…
И, к слову, было очень интересно услышать от него вот такие вещи.
Известно, что Пушкин верил в таинственную силу камней. Любил носить так называемые талисманы и обереги. У него были кольца с изумрудом, бирюзой и сердоликом.
Когда друзья узнали о предстоящей дуэли поэта, они заказали ему колечко с бирюзой.
Из истории известно, что ни на одном из убитых воинов никогда не находили изделий с данным камнем. Древняя легенда гласит, что бирюза спасает от насильственной смерти.
Пушкин постоянно носил подаренное ему кольцо, но когда отправился на дуэль, видимо, спешил и забыл его надеть. Исход дуэли вы знаете… Все это зафиксировано, это не выдумки.
Серьезно к целебным свойствам минералов относился и Петр I.
— Во время войны со шведами Петр I, спасая русских солдат от дизентерии, приказал им класть шунгит в котелок с водой, «дабы охранить крепость живота своего». Уже в те времена было известно, что шунгит обладает обеззараживающими свойствами. И, как пишут русские историки, во время Полтавской битвы именно он спас русское войско от эпидемии.
Кстати, у Петра I в кабинете стоял кристалл горного хрусталя в виде полуседла, и он постоянно гладил кристалл рукой, массируя себя токами высокой частоты. Делал он это сознательно или нет — сказать сложно, но два минерала на земле — турмалин и горный хрусталь — обладают пьезосвойством. Вот я сегодня брал в руки шар из горного хрусталя и точно знаю, что он начал меня массировать токами высокой частоты. Его катают специально по позвоночнику. И знаете, помогает.
Горный хрусталь — самый чистый кварц на земном шаре и самый мой любимый. Он применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний, изготовления призм, спектрографов, линз…
Говоря о нашем городе, Егор Афанасьевич отметил, что он особенный в части интереса ковровчан к самоцветам. Вот почему дружбе его с Ковровом уже много-много лет.
Ну, а точку в разговоре он поставил для меня совсем неожиданную.
— Это, наверное, не так уж и плохо, что многие месторождения минералов после распада СССР у нас закрыли. Все, что не выработали мы, останется нашим потомкам, и когда-нибудь они продолжат их разрабатывать. И после нас будет что открывать в удивительном мире минералов!
Ирина НАЗАРЕНКО.
Фото Бориса НИКИТИНА.