Главная Знай наших... РАДОВАТЬ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ!

РАДОВАТЬ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ!

опубликован manager

Герой сегодняшней публикации – человек активный, позитивный, готовый работать с детьми, увлекая их в удивительный мир художественного творчества, когда-то открытый ему талантливыми педагогами. Так и пошло: живопись, разнообразные техники, росписи различных школ, лаковая миниатюра, резьба по дереву… Проще, наверное, назвать, что не испробовано. Знакомьтесь: учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования школы №22 Денис ТОРОПОВ.

Наша встреча с Денисом Сергеевичем произошла ровно за неделю до начала нового учебного года – и первым удивительным фактом стало то, что ребята, оказывается, занимались с педагогом все лето… 

Денис Торопов родился в Коврове, учился в школе №10, где, собственно говоря, и сделал первые шаги в творчестве. В то время в школе существовал кружок глиняной игрушки, который ученик посещал с удовольствием в течение двух лет. Но ровно до того момента, пока…из него творчески не вырос. Подобное у одаренных людей случается часто – они перерастают определенные рамки, им требуется индивидуальный путь. Денис поступил в школу искусств им. Иорданского на класс лаковой миниатюры. Это было небольшое направление, в группе на тот момент занималось человек шесть. Год у них преподавал Михаил Юрьевич Куприянов, а затем – Рудольф Алексеевич Затеев. Занятия способствовали тому, что в итоге юноша решил от сферы искусства не уходить, но связать себя при этом с педагогикой. Как раз в Шуе открылся факультет искусств, отучился положенные для специалитета пять лет и закончил его по двум специальностям – «учитель изобразительного искусства» и «юрист». Вторая специализация как продолжение не рассматривалась им вообще, и он в качестве преподавателя вернулся в свою родную школу – искусств им. Иорданского – в художественный класс. Преподавал там недолго, попал под сокращение – в Коврове открылась художественная школа, поэтому надобность данного направления отпала. Занимался частной практикой, вел кружки, потом вообще переквалифицировался на специальность, далекую от творчества. Пока…

— Людмила Георгиевна Петрова пригласила меня в марте этого года посмотреть Музей Победы, — рассказывает Денис Сергеевич, — зашел в 22-ю школу 26 марта, даже дату помню. Все мне здесь очень понравилось – помню, уходил с мыслями, что завидую педагогам, которые здесь работают. И вдруг… Инна Евгеньевна Гаврилова, директор, предлагает ставку учителя ИЗО и дополнительного образования. Не раздумывал ни минуты — уволился одним днем, самая большая проблема оказалась найти диплом о высшем образовании…

Вообще, если уж говорить честно, то к преподавателям ИЗО и музыки в школе отношение не очень серьезное, так уж повелось. Денис Торопов не ставил перед собой грандиозные цели, например, вывести ИЗО в ряд предметов, с которыми считаются. Он просто захотел, чтобы детям было нескучно, потому что, по его мнению, фаза интереса – базисная, на ней можно выстроить все, что задумано. Вспомнил про миниатюру: такого кружка в школах города нет — можно смело пробовать новое и необычное.

— Мне необходимо постоянное движение, — добавляет педагог, — хочется отдавать больше, чем брать. Ведь в искусстве столько направлений – стараюсь их максимально использовать. Вот, скажем, резьба по дереву. Кто-то убежден – это только для урока технологии, а я думаю несколько иначе – это скульптура, что само по себе база для изобразительного искусства. И так – во всем. Мое направление дает ребятам уникальную возможность – не выходя из школы менять учебную деятельность на развивающую их интересы и способности. Главное – их желание, потому что заставлять заниматься любым видом искусства – преступление, это ненависть у человека до конца жизни.

Занимается Денис Сергеевич с учениками в отведенное время, помещение – ранее бывший кабинет для занятий по технологии. Кстати, педагог очень доволен тем, что у него есть своя мастерская, он и устраивает ее по своему вкусу. И технике лаковой миниатюры решил обучать ребят в «ковровском направлении» — город наш очень красивый и исторически интересный. Планы в этом направлении — весьма обширные.

Создание миниатюры сложный процесс – она должна быть ориентирована на человека грамотного, знающего. Поэтому ребята начинали с картин. Пишется в миниатюрах все в живую, никаких заготовок и трафаретов – формы-то разные! Изначально продумывается композиция. Никакому конкретному направлению педагог не следует, улыбаясь, говорит, что оно «свое». Работают юные творцы в живописном стиле, то есть в классике, для доведения его до фотографичности с постепенным уменьшением объектов. Их изюминка – абсолютно все миниатюры с изображением Коврова. Это и исторические реконструкции, и символика статуса Города воинской славы. В планах – организация творческого союза: живопись и музыка. Кстати, гитара имеется…

— Мне нравится сейчас моя мастерская, — делится Денис Сергеевич, — она удобна и для работы, и для хранения материалов. Есть все для творчества – от рабочей одежды до приспособленного места. Материалы у нас специфические, с ними помогают спонсоры. Кроме того, используем утилитарный материал – типографский брак, отходы древесного производства, тот же картон от упаковок. Расходники очень дорогие, родители их не приобретают, в этом очень помогает социальный предприниматель – Екатерина Ладик.

Сама по себе лаковая миниатюра не существует отдельно. Изучая ее, ребята узнают базовые виды искусства – рисунок, живопись, композицию. Есть на занятиях и теория, но больше практики, потому что только так, по убеждению Дениса Торопова, можно заинтересовать. Через работу ученики узнают историю родного города, «работают» краеведами. В кабинете, кстати, выставлены картины, написанные самим педагогом: он уверен в том, что образец должен быть обязательно. Хотя бы на первых порах.

На создание миниатюры уходит немало времени, уж больно процесс создания кропотливый: она в итоге должна быть гладкой, блестеть, не должна быть грубо прописана, то есть быть подмалевком. Мелкие детали поэтапно, шаг за шагом поверх лака должны уходить в глубину, далеко прописываться. На хорошей миниатюре лицо человека узнаваемо даже будучи размером со спичечную головку! Да еще и не каждый картинный сюжет подойдет для миниатюры. Мастера пишут заготовки по месяцу.

— Группа у нас уже сложившаяся, все каникулы трудились – с 9 до 11, — делится педагог. – Но новые ребята могут приходить, двери открыты. Для работы в нашей мастерской не надо больших способностей, нужно лишь желание. Здесь многое зависит уже от меня как педагога: заинтересовал – результат будет. Обязательно нужны усидчивость и трудолюбие – без этого никак. Все, как и в жизни, зависит от самого человека, от культуры выполнения им работы.

По поводу «талант – не талант» педагог имеет собственное мнение: не считает нужным по этому признаку делить, потому что уже знает (опыт!) иногда с виду обычные ученики такое выдают – на голову выше педагога оказываются. Возникает чудесное «нечто» неизвестно откуда…

— Вот Наталья Половинкина, известный в городе нотариус. Заниматься живописью начала всего пару лет (может, чуть больше) назад. Я про нее могу с уверенностью сказать – зрелый, готовый мастер, и встречаемся мы с ней уже на уровне: неизвестно, кто у кого учится. И вот это удивительно и непостижимо. Уверен, что практика может творить чудеса.

Присоединяются к разговору ребята, воспитанники Дениса Сергеевича – Вениамин Гиньковский и Елизавета Парфенова. Вениамин перешел в 6 класс, Лиза – в 8-й.

— О лаковой миниатюре я узнал еще несколько лет назад, — рассказывает мальчик, — мы тогда всей семьей ездили в Палех. Она мне очень понравилась! Как только Денис Сергеевич появился в нашей школе и предложил заниматься, с радостью согласился. И все лето ходил на занятия с удовольствием.

— А я вообще не знала, что такое – лаковая миниатюра, — признается Лиза. – Денис Сергеевич познакомил нас с этим видом творчества на уроках ИЗО– мне стало интересно. Предложил походить на мастер-классы – согласилась. Ничуть не пожалела! Самое для меня приятное в лаковой миниатюре – покрытие ее лаком, это несложно, просто должно быть много слоев. Сюжеты нам дает Денис Сергеевич – не каждый картинный сюжет подходит для миниатюры.

К ребятам подключается педагог:

— Требую с ребят большой культуры и отдачи – последующее должно быть лучше предыдущего обязательно! Сама живопись ведь наука неточная (если, например, сравнивать с математикой): правила построения есть, конечно, а дальше… Только индивидуальность и развитие. И при этом настоящий художник должен радовать своим творчеством, увлекать зрителя, притягивать. А еще – уметь отдавать свое, накопленное, ученикам.

***

Что может отдать художник? Любовь к этому миру, его красоте и неповторимости, а еще – необычайной хрупкости, которую так легко почувствовать в невесомых лаковых миниатюрах, где каждое лицо – родное, а улица – твоя…

Татьяна ПЕВЦОВА

Фото автора и из архива Дениса ТОРОПОВА.

0 комментарий
0

Вам может понравиться