Закончился очередной учебный год, экзамены сданы, отчеты – тоже. Самое время отдохнуть педагогам, восстановить свои силы, насладиться летними днями. И пока учителя только-только настраиваются на отпускной лад, мы решили не упустить возможность рассказать об одной из их коллег, педагогический стаж которой в этом году – 35 лет. Да это же целая жизнь! А еще — становление человеческого характера, жизненных принципов и выбор приоритетов. Знакомьтесь – Ольга ЖЕСТКОВА, до недавнего времени заместитель директора по воспитательной работе, сейчас – руководитель ППЭ (пункт проведения экзамена) и учитель русского языка и литературы в Малыгинской школе.
Ольга Жесткова – до замужества Затеева – родилась недалеко от Малыгино, в деревне Сосновка. Девочке не исполнилось еще и годика, когда ее родители перебрались в поселок, который и стал для нее впоследствии родным. Родители работали на КЗСК: мама – лаборантом, папа – сначала слесарем, потом механиком. Как и многие в советское время семья получила квартиру и обосновалась в Малыгино. К сожалению, Ольга рано потеряла отца, но остался по линии папы ее дедушка, который очень серьезно и даже трепетно подходил к делу получения образования. Его завет: «Учись, учись, дочка. Это твое будущее» — поддерживал девочку всегда…
Ольга Анатольевна – очень оптимистичный и жизнерадостный человек, о себе она рассказывает с долей иронии:
— Как зашла в Малыгинскую школу в 1978 году, так и не могу выйти из нее до сих пор. Получается, что с того времени я ее и не покидала – наверное, где дверь на выход — забыла. А если серьезно, то получилось так, что поступить куда-то очно в вуз я не могла – мама воспитывала меня одна, было сложно. Поэтому в Ивановский университет я поступала на заочное отделение. С 1988 года сразу устроилась на работу пионервожатой в родной школе — пришла туда спустя две недели после выпускного. Активисткой я была всегда, мне было очень интересно что-то придумывать и потом это воплощать в жизнь. Все стадии формирования ответственности мною были честно пройдены: командир октябрятской звездочки, председатель совета отряда, затем – председатель совета дружины…
Ольга училась на филологическом факультете, каждую субботу ездила в Иваново на занятия, сдавала сессии. Обучение велось очень серьезно. Когда была уже на 4 курсе, в школе образовалась «брешь» — не хватало учителей русского языка и литературы. Ей предложили взять один класс – так с 1992-93 учебного года и началась ее педагогическая история.
— Это был 7 класс, — вспоминает Ольга Анатольевна. – Отношения с детьми сложились очень хорошие, при этом как-то быстро мы друг друга почувствовали и приняли, а я – погрузилась в профессию. Непросто было с родителями – многие из них видели во мне юную девочку-студентку, а хотели, чтобы детей учил опытный педагог. Но что такое «опыт»? Слово очень многозначно: ты можешь за плечами иметь внушительный стаж, но при этом быть выгоревшим профессионально, а можешь находиться только в начале пути и быть готовым развиваться, учиться, что называется, фонтанировать идеями. И кто в таком случае предпочтительнее? Но данные опасения родителей по поводу неопытности – это один момент. Второй – и, возможно, самый сложный – заключался в том, что я малыгинский житель, а значит, для меня так или иначе уготовано «двойное увеличительное стекло». И последнее до сих пор актуально, и не только для меня, а вообще для человека, выбравшего профессию педагога: что бы ты ни сделал и как бы ни поступил – обязательно получишь оценку. Наверное, это издержка жизни любого человека «на виду», а педагог как раз публичная профессия.
У Ольги Жестковой есть любимые выпуски (куда без этого!), чаще всего она вспоминает выпускников 2000-х. В каких-то классах она преподавала, а где-то была классным руководителем. Со многими выпускниками до сих пор теплые отношения. Учительская профессия прекрасна!
— Следующий этап моей деятельности – это работа заместителем директора по воспитательной работе, — продолжает педагог. – На этом посту я трудилась в течение 20 лет: с 2001 по 2021гг. Замечательная должность! Но при этом невероятно энергозатратная. Плюсом к этому ведешь ведь и предметные часы словесника, их никто не отменял. В общем, должность зама по воспитательной работе очень непростая: ты понимаешь и разделяешь всю степень ответственности, возложенную на школу в целом и на тебя в частности. И стараешься это доверие оправдать. 20 лет я активно и честно трудилась, часто – в свое удовольствие. Но всегда приходит момент, когда чувствуешь и понимаешь необходимость перемен в жизни – особенно это касается нас, словесников, людей, привыкших мыслить и видеть через образы, а не через сухие отчетные цифры. Считаю, что надо вовремя оставлять то, что становится непосильным бременем. Сейчас работаю с детьми и очень довольна!
Однако спокойно моя героиня жить не могла никогда, сколько себя помнит — ей хотелось быть полезной людям. Поэтому вот уже больше 10 лет она руководит ППЭ на базе школы п. Малыгино. Получается, что параллельно с должностью зама по воспитательной работе Ольга Анатольевна занимала еще одну и продолжает до сих пор.
— Впервые ЕГЭ в районе ввели в 2008 году, — рассказывает Ольга Жесткова, — и начиналось все с единственного ППЭ в п. Мелехово. Пока экзамены сдавали только одиннадцатиклассники, этого вполне хватало. Потом ввели ОГЭ в 9-х классах, количество детей увеличилось, сформировали два пункта приема экзаменов, один из которых — в нашей школе. Согласилась на предложение директора стать руководителем. Я каждый год наблюдаю и могу оценить все происходящие изменения в ходе проведения ОГЭ и ЕГЭ. Для детей мало что изменилось, а вот педагогам, участвующим в проведении экзамена, повезло меньше – использование все большего количества техники на экзамене вносит большое напряжение. Переживаешь, чтобы не было перебоев в видеотрансляции – на каждом экзамене присутствуют сотрудники РЭС, чтобы не было технических заминок с распечаткой КИМов. Теперь появилась еще одна функция у организаторов – сканирование экзаменационных материалов – тоже надо привыкать и к этому. Психологическая нагрузка увеличилась в последнее время в разы, поэтому для себя я определила ближайшую главную задачу – создание по возможности комфорта и для учащихся, и для организаторов.
И на телевидении, и в прессе сейчас довольно активны дебаты о том, нужно ли сохранять формат ЕГЭ или все же стоит вернуться к прежней системе сдачи экзаменов. Попросила Ольгу Анатольевну высказаться по этому поводу. Педагог считает, что основной негатив в сторону данной формы идет из-за «натаскивания» учителей по сдаваемым предметам, а не серьезного обучения. Слово «натаскать», по мнению Ольги Жестковой, вообще здесь неуместно. Да, принимали когда-то данную форму непросто, даже порой болезненно, но сейчас это уже система, которая, кстати, слаженно работает. Резко менять курс сейчас абсолютно нецелесообразно. Вновь педагог вспоминает слово «комфорт», а она знает, о чем говорит. Разве нам, заканчивавшим советские школы, было комфортно сдавать экзамены сначала в школе, потом в вузах? Да и подать документы могли только в один институт. Результаты ЕГЭ действительны 5 лет, так что ты можешь и пересдать, и подать документы туда, куда захочешь. ЕГЭ при этом сдать не сложнее устного экзамена, а КИМы каждый год дорабатываются, совершенствуются, расширяются. Пересматриваются и критерии оценки. Да и возможность поступить детям туда, куда они хотят, несравненно шире, чем, например, раньше. С девятиклассниками, по мнению педагога, сложнее: для них непроста любая форма аттестации, а ответственность пока понять и прочувствовать им сложно в силу психологических особенностей.
— Но все это для настоящего учителя компенсируется любовью к своей профессии, — добавляет педагог. – Желание работать с детьми у меня было всегда. Только в 8 классе промелькнула мысль: не стать ли швеей? – но как-то быстро все сошло на нет. У меня ведь мама когда-то пробовала поступать в институт на преподавателя математики, но не получилось, и она целый год, вернувшись к себе домой, работала учителем начальных классов. Данный опыт, кстати, помог ей осознать, что педагогика все же не ее. Наверное, какая-то генетическая составляющая в моем желании стать учителем все-таки присутствует. Но в большей мере я все же благодарна примеру (не побоюсь слова «великих») педагогов, которые когда-то учили меня: учитель начальных классов Татьяна Николаевна Бирюкова, затем – Вера Васильевна Панкратова. Все это истинные Учителя. Помню доверие, которое они смогли выстроить между собой и учеником, а ведь это огромный воспитательный момент! Да и остальные педагоги, у которых я училась, были великолепны!
Да, с Ольгой Анатольевной трудно не согласиться. Действительно, многие факторы влияют на профессиональный выбор человека, но главное, конечно, люди, которые оказываются рядом в момент формирования запроса. Это важно.
— Сейчас идет Год педагога и наставника, — продолжает Ольга Анатольевна, — приятно, что по телевидению показывают программы о педагогах, много репортажей, интервью. Благодаря этому еще больше осознаешь значимость своей профессии…
Татьяна САРИБЖАНОВА.
Фото предоставлены Ольгой ЖЕСТКОВОЙ .