Главная Новости БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ. АКТУАЛЬНО И СЕГОДНЯ

БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ. АКТУАЛЬНО И СЕГОДНЯ

опубликован manager

Активное развитие школьных музеев пришлось на 60-80 гг. прошлого столетия. Это были собрания уникального типа, и роль они играли при этом особенную: включали в себя и обучение, и воспитание учащихся, а еще удивительно глубокое и крепкое сотворчество педагогов, родителей и детей. При этом работа по формированию фондов школьных музеев всегда выходила за рамки образовательных учреждений, оставаясь зачастую делом жизни всех его участников.

Так произошло и в далеком уже для нас 1968 году в ковровской школе №14. Здесь решено было создать музейную экспозицию, связанную с одной из самой мучительных и больных тем Великой Отечественной войны — концентрационными фашистскими лагерями. Музей получил название «Бухенвальдский набат», и известность его вышла не только за рамки школы, но и города, области, страны. Прошедший с 14 по 18 ноября финал Всероссийского конкурса школьных музеев на федеральном уровне и уверенная победа в нем юных ковровчан из школы №14 – наглядное подтверждение того, что востребованность давнего начинания велика, а правда в изображении исторических событий не теряет своей актуальности.

Команда педагогов-энтузиастов, учащихся школы, родителей под руководством ее директора Светланы Сорокиной целенаправленно шла к признанию долгие годы. Что только не пережил знаменитый в городе школьный музей без малого за 55 лет своего существования! И взлеты, и падения, и признание, и даже забвение, когда, казалось бы, страшная тема фашистских издевательств над людьми как-то поблекла вместе со стремительно уходящими из жизни очевидцами… Но все это в прошлом. Музей жив, музей развивается, а совсем недавно и вовсе получил признание на уровне страны.

— Всероссийский конкурс школьных музеев проводится уже 25 лет, — начала наше общение директор школы №14 Светлана Сорокина. – Но, чтобы оказаться в числе участников на федеральном уровне, необходимо было не только принять участие в региональном этапе, но и одержать  в нем победу. У нас все получилось: 17 сентября команда школьного музея «Бухенвальдский набат» стала одним из финалистов среди 19 конкурентов, отобравшихся из 40 участников конкурса. Этому предшествовала огромная подготовительная работа в отборочном туре – мы представляли видеоролик о нашем школьном музее, в его создании помогли наши родители – Светлана и Дмитрий Калинины. Они грамотно его смонтировали, оформили и показали работу детей по музейной практике. Хочется выразить им еще раз огромную благодарность за неравнодушие и отзывчивость. Это наше общее дело, и работаем мы исключительно командой, по-другому не получится результата. У каждого участника была своя задача: ребята готовили атрибуцию музейного предмета, выполняли тесты по музееведению, готовили рассказ. Педагоги: Наталья Александрова — зам. директора по воспитательной работе; Ирина Симсон – старший методист и Ольга Белова – руководитель кружка «Активисты школьного музея» — оказывали всестороннюю образовательную и организационную поддержку. Мы справились, потому что – еще раз подчеркну – работали в команде.

Девятиклассницы школы Олеся Лешенкова, Анастасия Светлова, Татьяна Шнель – экскурсоводы в школьном музее, занимаются этим с седьмого класса. Именно они взяли на себя непростую роль в атрибуции музейного предмета (один из этапов изучения, заключающийся в определении предмета, его ведущих признаков) и тестировании по музееведению. Все это входило в обязательный перечень умений и навыков музейного дела, которые должны были продемонстрировать ребята на региональном этапе. Необходимо было знать и литературу, и искусство, и музееведение, и историю. Дима Ковригин – ученик 11 класса – представлял сам музей: историю его создания и основное направление деятельности. Такая слаженная работа позволила ребятам не только занять первое место в регионе, но и получить заветное право на участие в заключительном этапе, организованном Министерством Просвещения РФ. В нем приняли участие 34 города России. Конкурс проходил в онлайн-формате, что добавляло сложности в техническом подключении и поддержании хорошей видеосвязи. В этом помог учитель информатики и ИКТ Дмитрий Шорохов, сумевший качественно и на высоком уровне оказать техническую поддержку команде. Здесь вновь были и атрибуция, и тестирование, и визитная карточка, и участие в обсуждении, и ответы на вопросы.

Теперь самое время предоставить слово юным участниками, поговорить с ними о работе в школьном музее, их интересах и запросах на будущее.

— Я стараюсь участвовать максимально в мероприятиях различного уровня, – говорит Дима Ковригин. – Мне интересно все. Что касается школьного музея, то работаю в нем с восьмого класса. Сначала проводил экскурсии, в том числе и для ребят своего класса. Дело в том, что это очень непросто в эмоциональном плане – материал музея особый, и для каждого возраста наполнение экскурсии свое. С малышами работать лично мне сложнее, со взрослыми — проще. Когда приняли решение участвовать в конкурсе, желания отказаться не возникло – есть ответственность и перед школой, и перед ребятами по команде. Моя задача состояла в хорошей и грамотной подаче материала, презентации музея. Далось это все очень непросто. Но мы справились.

В дальнейшем вижу себя в дизайнерской деятельности, но связь с музейным делом терять не хочу и по возможности работу такую обязательно продолжу. Я еще провожу уроки военно-патриотической направленности и вхожу в Детский общественный совет Владимирской области.

— Мы в музейное дело пришли с класса седьмого, — рассказывают Олеся Лешенкова, Анастасия Светлова и Татьяна Шнель. – Ольга Леонидовна Белова предложила нам вести экскурсии, мы попробовали – понравилось. Вот уже третий год мы экскурсоводы. Тоже, как и Дима, в основном работаем с ребятами-ровесниками, с малышами гораздо меньше – очень большая ответственность.

Не все могут проводить экскурсии, а в нашем музее – тем более. Надо уметь эмоционально достучаться до каждого, подключить сердце и личные чувства, пропустить вначале информацию через себя. Для нас Ольга Леонидовна – образец в этом, профессионал своего дела.     

В конкурсе мы отвечали за выполнение тестовой части, вопросы, занимались атрибуцией предмета. Все это необходимая часть испытаний. Готовились, конечно, к вопросам по музееведению заранее. Очень в этом помогла Ирина Зудина, специалист из ИМЦ – проводила для нас занятия по правильному описанию предметов, заполнению бланков. В тестах здорово выручило знание истории. В итоге на атрибуции и тестировании получили самые высокие баллы.

Ирина Симсон рассказала  о настоящей жизни музея и поделилась планами:

— В 2023 году музею исполнится  55 лет. В планах — реализация как минимум двух проектов: хотим найти тех, кто стоял у истоков «Бухенвальдского набата» — то есть музейцев той поры, и более глобальный – связанный с экспонированием в Музее Победы в Москве. К тому же планируем предложить ребятам собрать и оформить материал в форме презентаций и видеороликов по всем известным концлагерям, чтобы использовать информацию  в тач-панели, которая есть в музее. Сделаем акцент на том, что этот материал был подготовлен именно детьми.

Понимаем, что дальнейшая жизнь музея невозможна без грамотных экскурсоводов, готовим потихоньку смену тем ученикам, которые в скором времени школу покинут. Работа эта важная и кропотливая. Далеко не все могут проводить экскурсии, и дело не только в умении говорить. Прежде всего нужно для этого обладать особой эмоциональной составляющей. Дети должны быть надежные и понимающие, ведь наш музей уникальный и узкотематический – не все готовы к такому эмоциональному накалу.

В 2019 году музей получил вторую жизнь благодаря содействию Российского военно-исторического общества, которое помогло нам провести реэкспозицию. Сейчас у нас 104 основных экспоната (личные вещи малолетних узников, письма, книги) и около 700 вспомогательных.

Вообще так уж получается, что вдобавок к нашему музею можно создавать отдельный – по истории его создания – настолько богатый собран материал. А ведь это живые лица истории, мы об этом не забываем, поэтому и продолжаем нашу работу, выходя на новые грани и возможности.  

***

13 декабря экспонаты школьного музея «Бухенвальдский набат» отправляются в Москву в Музей Победы на Поклонной горе, где в течение двух недель будут представлены для всеобщего обозрения. Команда школы №14 очень гордится таким почетным правом, для них это огромная честь внести свой вклад в общее дело мира, добра и согласия, которое когда-то должно победить. Разве не для этого трудится школьная команда, оберегая островок памяти, без которого завтра просто невозможно?

Татьяна САРИБЖАНОВА.

Фото автора и из архива школы №14.  

 

0 комментарий
0

Вам может понравиться