Больше года назад в судьбе «Ковровского ПАТП» произошло событие, определившее его существование на годы вперед. Предприятие было передано в собственность Ковровского района, что позволило ему не только выжить, но и обрести определенную стабильность. Чем живет ПАТП сегодня, хватает ли транспортному предприятию квалифицированных сотрудников, удалось ли сохранить традиции и с чем входит организация в завтрашний день? На эти и многие другие вопросы нам подробно ответил генеральный директор АО «Ковровское ПАТП» Рамиль НИЗАМОВ.
— Рамиль Раисович, расскажите, как давно руководите ПАТП?
— С 2015 года, а вот работаю здесь с 1995-го. После техникума пришел сюда простым слесарем, стал мастером, затем — начальником колонны. Был период (около 10 лет) моего директорства частным предприятием опять же на базе ПАТП. Получается, что без малого за 30 лет моей трудовой деятельности я никуда и не уходил, считаю свое рабочее место иногда не вторым, а даже первым домом.
— Чем занимается предприятие, что обслуживает?
— Основной вид нашей деятельности, конечно, обслуживание муниципальных пригородных пассажирских перевозок Ковровского района. До перехода «под крыло» района мы принадлежали области в лице Департамента имущественных и земельных отношений, что для предприятия было довольно сложным и тяжелым периодом без перспектив и необходимого развития. Наша задача заключалась только в том, чтобы выжить в непростых условиях рынка, а этого для успешной работы мало. С переходом в район все кардинально поменялось: вкладываемые деньги в предприятие стали работать на положительные результаты. Так, в этом году провели капремонт лицевой стороны фасада здания, где расположено ПАТП, усилили стены (были совсем в плачевном состоянии), провели свое отопление, газифицировали предприятие … И это только за год с небольшим! Сделать еще, конечно, предстоит много всего, но такой шаг вперед рассматривается мной как руководителем очень оптимистично. К тому же и у людей уверенность в завтрашнем дне появилась, и зарплаты – пусть пока немного – но увеличились.
— Какой на данный момент штат в ПАТП? Идет ли к вам на работу молодежь?
— В сложный период многие квалифицированные работники, к сожалению, покинули предприятие. Люди ищут стабильность и хорошую зарплату – их понять можно. Но радует, что костяк специалистов все же сохранился. Общее количество персонала на данный момент – 71 человек, из них водителей – 22. Нам пока хватает, но, учитывая, что в штат входит немало людей пенсионного возраста, в молодых кадрах, конечно, нуждаемся, смену готовить надо. Абсолютно открыты для диалога: если к нам обращается человек с большим желанием работать, то обязательно его берем даже при полном штате.
Молодежь приходит, работают ребята в основном с желанием. Не всегда им хватает опыта и знаний, но это временное – все мы через такое проходили. Сейчас пришли трое молодых парней с автошколы, которых мы обучали там за свой счет. С ними заключили трудовой договор на пять лет. Они уже прошли месяц стажировки, все являются полноценными работниками, претензий серьезных к ним нет. Очень надеюсь, что они у нас приживутся, наберутся знаний и опыта, тем более что желание такое у них есть. По всем возникающим вопросам они обращаются либо ко мне, либо в ремонтную службу, либо к более опытным водителям. Автобус – транспорт пассажирский, ответственность большая, замалчивать проблемы здесь нельзя.
— Что можете сказать о рентабельности ПАТП в нынешних непростых условиях?
— Пассажиропоток по районным перевозкам из года в год снижается. Причины? Их масса: стареет основное население района, молодежь из деревень старается все же уехать, да и много появилось личного транспорта – машины есть практически в каждой семье. И в данном вопросе нас очень поддерживает районная администрация – выделяет субсидии. Но ведь ее возможности тоже не безграничны! В первую очередь, стараемся сделать так, чтобы предприятие развивалось в техническом плане: запустили собственное отопление, произвели ремонт помещений для персонала. Надеюсь, в следующем году основные работы закончим и займемся повышением на должном уровне зарплат работникам. Но не все зависит от нашего желания.
— Рамиль Раисович, расскажите о газомоторных автобусах и опыте их использования.
— В автобусном парке у нас сейчас 8 таких машин. Могу сказать по опыту, что есть в использовании газомоторных автобусов как плюсы, так и минусы. Начну с положительного. Меньше страдает экология – выбросы при использовании таких машин минимальны. Далее – стоимость топлива в три раза дешевле дизельного, на котором и работают обычные автобусы, а расход при этом примерно одинаковый. А вот к существенным минусам могу отнести то, что двигатели к таким машинам и соответственно все комплектующие в основном импортные, а значит, и цена на автобусы выше. Приходится иногда ждать запасную часть месяц и дольше. Как раз в данный момент с одним из автобусов у нас именно такая ситуация. Более того, проблемой является и наличие в Коврове всего одной метановой заправки, которая часто в последнее время выходит из строя, и заправляться приходится во Владимире, что крайне неудобно. Да и не выгодно. Экономика при этом вся слетает: приходится на ходу что-то придумывать с рейсами, ведь на их число рассчитывается и количество автобусов на линии. Как правило, при сбое в работе предприятия страдают и пассажиры, которым мы иногда вовремя не предоставляем услугу. Хочу отметить, что в основном наши пассажиры – жители Ковровского района – люди очень хорошие и понимающие, но это не снижает нашу ответственность за непредоставленную услугу. Заправка в последнее время ломается часто, и это нас волнует. Ведь если она встанет, то больше половины автобусов не смогут обслуживать рейсы – 70% подвижного состава у нас на метане. Пока как-то справляемся. Подготовили собственного специалиста по обслуживанию газомоторных автобусов, он прошел переподготовку и занимается именно газовым оборудованием. Так что с технической стороны мы хорошо подкованы. Но и от дизельных машин отказываться нельзя – какая-то их часть должна оставаться. На всякий случай.
— Все ли рейсы удается сохранять?
— Мы смогли сохранить давно существующие рейсы по направлениям на 95%-99%. Считаю это неплохим показателем. Ковровский район считается самым обеспеченным в плане пассажирских перевозок Владимирской области. Сохранение максимального количества рейсов – заслуга, прежде всего, политики администрации Ковровского района.
— Какие еще услуги оказывает ПАТП, кроме пассажирских перевозок?
— Первоочередная задача руководителя – держаться на плаву. Но желание найти новые рынки – совершенно нормально и перспективно. Помимо пассажирских перевозок оказываем услуги по стоянке, ремонту, медицинскому освидетельствованию водителей, пред- и послерейсовому техническому осмотру транспорта. То есть мы предоставляем полный комплекс сертифицированных услуг для водителей. Кроме того, имеем возможность сдавать в аренду складские помещения, в общем — все поступающие запросы всегда внимательно рассматриваем.
За пределы района не выходим, так как рынок перевозчиков уже сформирован, но готовы к любым вариантам и предложениям.
— Рамиль Раисович, не слишком ли сложно руководить столь «хлопотным» хозяйством, работать директором ПАТП?
— Моя работа мне по душе, данное предприятие – «второй дом», а как из дома можно уйти? Разные ситуации бывают, но на то она и жизнь – на любой работе и должности, если ты неравнодушный человек, рано или поздно сталкиваешься с трудными задачами. Нельзя унывать, обязательно все образуется, важно уметь радоваться малому – тогда и большое придет обязательно. Да, и еще – смотреть на окружающих с добротой. И все обязательно наладится!
Татьяна ПЕВЦОВА.
Фото предоставлены Рамилем НИЗАМОВЫМ.