Главная Национальный колорит ДОБРОТУ ТЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ!

ДОБРОТУ ТЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ!

опубликован manager

С Патимат Шехахмедовой, педагогом-психологом детского сада № 4, я впервые встретилась во время слета молодых педагогов еще в конце декабря. Честно говоря, мое внимание тогда привлекла ее внешность: симпатичная молодая девушка в мусульманском платке немного необычно смотрелась в компании остальных педагогов. Захотелось познакомиться с нею поближе, задать вопросы по теме слета. Она оказалась не только симпатичной, но и серьезной, вдохновенно начала рассказывать о работе. А когда в «ЗТ» был запущен «национальный» проект, я сразу вспомнила про нее.

Да, Патимат Шехахмедова — молодой педагог, можно сказать, только в самом начале пути. Но при таком ответственном отношении к делу я уверена — ее успехи не за горами. И первые из них уже есть.

Сенсорная комната в детском саду № 4 – кабинет волшебный. По потолку здесь «летают» разноцветные звездочки, по стене «бежит водопад», в высоком цилиндрическом «аквариуме» плавают «рыбки». Здесь можно расслабиться и полежать, послушать, как поют в лесу птички, шелестят листья или по лужам весело прыгает дождик.

— Дети очень любят сюда приходить, — рассказывает «хозяйка» сенсорной комнаты Патимат Шехахмедова. – Говорю им, например, пойдемте «рыбок смотреть». Свет тогда гасим, включаем спокойную музыку… Таким образом проходят занятия психо-эмоциональной коррекции. Все оборудование сенсорной комнаты предназначено для создания у ребенка ощущения покоя и безопасности, снятия тревожности, агрессии, если это, конечно, необходимо. Привожу сюда малышей небольшими подгруппами – по 4-6 человек. Либо работаю с ними индивидуально. Садик у нас большой – 14 групп, две из них – группы компенсирующей направленности. В основном я занимаюсь именно с ними. А также с малышами из ясельных групп, у которых сложности с адаптацией к садику.

Показывая свое маленькое «волшебное королевство», Патимат Шехахмедова поясняет: в коррекционные группы их сада направляют детей с тяжелыми нарушениями  речи. Они приходят сюда с разными диагнозами и рекомендациями, и задача логопеда с психологом помочь этим деткам.

— У кого-то, — рассказывает педагог, — быстро все получается. А с кем-то приходится работать и работать. Таким детям нужна поддержка, толчок, чтобы они смогли выразиться. Вот не получается у них говорить, зациклены на постановке звуков, например, «р», «с», потому что они не выходят, и дети начинают стесняться, замыкаются, молчат. Моя же задача оказать им психологическую помощь, поддержку, вселить уверенность, помочь поверить в себя.

Как и во время первой нашей встречи, Патимат (для детей детского сада – Патимат Шамиловна – тоже еще попробуй выговорить сложное имя!) говорит о своей работе с воодушевлением, видно, как нравится ей то, чем она занимается. С удовольствием объясняет, для чего нужны, к примеру, Дары Фребеля – разноцветные деревянные игровые наборы (их тут штук десять!).

— Ребята ждут, когда можно будет ими заняться, — продолжает Патимат, — рассказывая, как  проходят групповые занятия, каких успехов добиваются ее маленькие «ученики». Всегда радует, когда из коррекционных групп детки с тяжелыми  нарушениями отправляются со всеми в обычную школу. Это значит, нам удалось им помочь. Но, к сожалению, бывают случаи – я бы сказала, редкие, единичные – когда таких успехов добиться нельзя, это дети со сложными ОВЗ. Тогда ребенок с инвалидностью выпускается в коррекционный класс.

Проблемы с развитием речи у ребенка можно заметить уже в раннем возрасте (от 1 до 3 лет), отмечает Патимат Шехахмедова. Если родители, конечно, будут внимательны и заинтересованы  помочь своему ребенку.

— Кто-то считает, что ребенка до трех лет трогать не надо. Если родитель заметил какие-то отклонения от нормы, ему бы желательно обратиться к специалисту. И тот уже профессионально решит, нужны ребенку занятия или нет. Возможно, кому-то и не нужны, свои проблемки  малыш естественным образом перерастет. А другому такие занятия окажутся просто необходимы.

Что касается ясельных малышей, которые никак не могут привыкнуть к садику: плохо спят, плачут, по утрам с трудом расстаются с родными, то здесь задача Патимат помочь этим деткам успокоиться, почувствовать себя в безопасности, пойти на контакт.

— Вначале сложно, — признается она. — К таким ребятишкам приходится ходить и ходить каждый день, начиная с ними работу, как в первый раз. Зато потом, когда контакт удается наладить, они уже со всех ног бегут обниматься.

И снова я вижу радостную улыбку…

***

Патимат рассказывает: она всегда любила слушать людей. Замечала, если кто-то попал в сложную ситуацию, его нужно выслушать, поддержать, просто поговорить. И человеку от этого становится легче. Еще в школьном возрасте она нередко становилась «жилеткой» для подруг, которые в долгих задушевных разговорах доверяли благодарной слушательнице свои проблемы.

— Наверное, поэтому я и выбрала профессию психолога, когда окончила школу, — продолжает Патимат.

Но понимание того, что хочет работать именно с маленькими детьми, пришло к ней немного попозже.

Родилась Патимат Шехахмедова в городе Махачкале – столице многонациональной республики Дагестан, училась в Учкентской школе. Училась очень хорошо, шла на золотую медаль. Особенно легко давались ей языки. Кроме родного аварского и, конечно, русского, на котором собственно проходила учеба, она неплохо говорит на кумыкском, потому что подружка была кумычка…

— Это тюркская группа языков. Я как-то очень легко его выучила и теперь понимаю даже турецкий, они схожи. Аварский язык намного сложнее. В школе могла говорить на английском, который мы изучали как иностранный. Сейчас без практики навык теряется. Учила и арабский – это были дополнительные занятия для желающих. Арабский – язык Корана.  К нам в школу приходила представительница из мечети.

Жизнь нашей героини шла своим чередом: школа, подружки, планы на будущее… Но летом, перед тем, как перейти в 11-й класс, она познакомилась с будущим мужем.

Салман Шехахмедов сам родом из Коврова, в Махачкалу приехал в гости к многочисленным родственникам. Красавица Патимат оказалась подругой его двоюродной сестры. Молодые люди понравились друг другу. Как заведено в Дагестане в таких случаях, вскоре к родителям Патимат явились сваты.

— Мне на тот момент было 17 лет, — волнуясь от воспоминаний,  продолжает рассказывать Патимат. — Родители дали свое согласие, я тоже. Но пока училась в школе, о свадьбе речи не шло. Потом 11-й класс, подготовка к ЕГЭ, стала выбирать, куда поступить, думала поехать в Астрахань или в Ростов-на-Дону. Но Салман предложил Ковров. Экзамены были в июне, получила золотую медаль. В августе мы сыграли свадьбу и уже через неделю приехали в этот город, где я стала студенткой КГТА, начала учиться на психолога.

Патимат поделилась: во время учебы очень важным для нее моментом стала практика в детском реабилитационном центре «Воробушек». Та работа сыграла свою роль в ее жизни.

— Там обычные дети, но из неблагополучных семей. Всего за месяц практики я так к ним привязалась, что уходить приходилось со слезами, — делится Патимат. – В основном занималась с маленькими — от 4 до 8 лет. Они называли меня мамой. Готова была оставаться там сутками, играть с ними, слушать. Вот тогда и поняла, что хочу работать с детьми, именно в детском саду.

***

Академию Патимат окончила с красным дипломом, к тому моменту у нее самой уже была дочь Асия, которую родила после окончания второго курса. А после защиты диплома на свет появился сын Шамиль.

— Пока находилась в декрете, стала изучать нашу религию, читать священную книгу Коран, — моя собеседница переходит к событию, которое во многом изменило ее жизнь. — Тогда еще я не ходила в хиджабе. Но, вникая в ислам, приняла решение: буду соблюдать все его нормы. Семья у нас верующая, ежедневно совершаем пятикратный намаз. Стала носить платок. По законам ислама любой мужчина, не являющийся для женщины близким родственником – махрамом, не должен видеть ее без хиджаба. Эту норму полагается соблюдать всем мусульманкам.

— Скажите, — осторожно задаю ей вопрос, — сейчас люди, в целом, вроде стали с бОльшим пониманием относиться к религиозным обычаям разных народов, населяющих нашу страну. Но вам самой приходилось сталкиваться с непониманием, неприятием?

— В целом, нет, — отвечает Патимат. — Конечно, многим знакомым было интересно, почему я надела платок. Свое решение обосновала. Но, бывает, куда-то иду, и прямо на улице совершенно посторонние люди меня спрашивают: «Почему, живя в России, не хожу, как положено всем россиянам?» Приходится объяснять: я и есть россиянка, родилась на Северном Кавказе – это часть России. В нашей стране свобода вероисповедания, на равных правах существуют и православие, и ислам…

Патимат подчеркивает: хиджаб — это ее осознанное решение. Но вот толчком к тому, чтобы его принять, послужила болезнь сына.

— У него врожденные проблемы с сердцем, и я много молилась, когда он родился. Просила, чтобы ребенок мой выжил, чтобы он был здоровым! Пришла к тому, что буду соблюдать повеление Всевышнего. Конечно, не все получается как положено, многое для этого нужно делать, но я стараюсь.

***

… Когда пришло время младшего ребенка вести в детский сад, Патимат решила пойти туда же. В управлении образования показала диплом, объяснила, что ищет работу по специальности, мечтает заниматься с маленькими детьми. Ей предложили несколько вакансий на выбор.

— Я выбрала детский сад №4, потому что в него еще маленьким ходил мой муж, — поясняет молодой педагог. – Когда впервые пришла сюда, даже познакомилась с его первой воспитательницей Марией Николаевной, которая до сих пор здесь работает. В этот же садик стали ходить мои дети, и теперь мы каждое утро бодро шагаем сюда всей семьей.

За восемь лет, что моя героиня живет в Коврове, она успела узнать город, привыкнуть к нему. Говорит, что по сравнению с Махачкалой, он «маленький и спокойный». Муж поддерживает Патимат в ее профессиональных стремлениях. Поддерживает ее и свекровь.

— Мы очень дружно живем, — говорит Патимат. – Свекровь помогает мне по хозяйству, вместе готовим национальные блюда. Я, конечно, всем премудростям еще только учусь.

Летом, когда у всех отпуска, Шехахмедовы стараются съездить к родным в Дагестан. Поближе познакомить детей с национальными обычаями и традициями, показать им горы.

— Когда ребенок в первый раз их увидел, – вспоминает Патимат, — не мог поверить, что они настоящие. Все спрашивал: «Мама, это гора на меня не упадет?»

Хотя и для самой Патимат Шехахамедовой горы – это экзотика. Ведь ее родной город стоит на равнине, зато на берегу Каспийского моря.

Сегодня же моя героиня – уже ковровчанка. Уезжать отсюда не собирается. Наоборот, планирует развиваться профессионально, принося больше пользы.

— Работаю я недолго, — замечает она. – Всего полтора года. И понимаю, что опыта и знаний пока не хватает. Хотя все, что делаю, делаю от души. В этом году решила продолжить обучение в магистратуре, получить специальное дефектологическое образование. Считаю, сколько живешь, столько и нужно учиться. Ведь наука не стоит на месте. Вот и нам, педагогам, стоять на месте нельзя.

Прощаясь с Патимат, я подумала: как здорово, что малыши с раннего детства имеют возможность знакомиться с традициями разных народов,  населяющих нашу страну. Знакомиться в самом положительном смысле: с доверием относиться к тому, что люди могут носить разную одежду, иногда говорить на другом языке. Ведь судят не по одежке, судят по тому добру, что несет в себе человек. Моя героиня признается, что нередко видит на улицах хмурые, порой даже злые лица.

— Кажется, у людей все так плохо, что они и улыбаться уже разучились. Но я уверена — какие бы трудности и проблемы ни были у человека, человечность и доброту ни в коем случае терять нельзя…

Инна БУЛАТОВА.

Фото Бориса НИКИТИНА.

0 комментарий
0

Вам может понравиться