Главная Новости ТАМ СОЛНЦЕ ПАДАЕТ В ЛЕСА…

ТАМ СОЛНЦЕ ПАДАЕТ В ЛЕСА…

опубликован manager

Там солнце падает в леса, где трепетные осинки и белоствольные березки, вековые меднолитые сосны и густой ельник, где пунцовые звездочки дикой гвоздики, разноцветные огоньки ромашек и колокольчиков, фиолетовый ситчик иван-да-марьи, золотые соцветия зверобоя, россыпи черники и сладко-душистой земляники».

Туда, в Мещерский край, в город Гусь-Хрустальный, и направилась 3 июня группа активистов Ковровского отделения общественной организации «Союз пенсионеров России» под руководством Ольги Прониной. На этот раз группе предстояло познакомиться со знаменитым музеем хрусталя, который располагается в величественном Георгиевском соборе (1892-1903 гг.), сооруженном по проекту талантливого архитектора Леонтия Бенуа. Монументальное здание выполнено в очень нарядном узорочном русском стиле из красного кирпича. В музее по эскизу художника В. М. Васнецова создана уникальная мозаичная композиция «О тебе радуется».

Интереснейшую экскурсию провела гид Надежда Пак. Мы не только полюбовались чудо-изделиями кудесников-мастеров, чьи «хрустальные» произведения искусства имеют свой почерк и неповторимость, но и узнали историю  развития стекольного производства в этом знаменитом на весь мир районе; условия работы первых мастеров, достигших совершенства благодаря своему самобытному таланту.

Экскурсовод рассказывает:

— За одну копейку надо было изготовить 31 стеклянное блюдо или 7 кувшинов. Месячная зарплата за ручной тяжелый труд, где требовались выносливость, сноровка, особая ловкость, составляла 35 рублей. Стекловаренная печь нагревалась до 1400 градусов. Часто полуживых новичков выносили из цеха и отливали водой, чтобы «очухались». Глядя на это, старые мастера говорили: «Не привык еще, со временем втянется». Не все выдерживали тяжелый труд – уходили, другие же работали целыми семьями.

…Хрустальный букет, массивные и миниатюрные вазы, графины, крюшонницы, конфетницы, бокалы – не устаешь любоваться. Благодаря алмазной гравировке, где-то эмали, золоту и краске, навивкам и напылениям цветной крошкой  изделия украшены не только орнаментом, но и разнообразными узорами, точно мороз их коснулся; цветами, будто только что сорванными; диковинными птицами, прилетевшими из сказочных стран… Совершенно невозможно что-то выделить особое – все прекрасно, совершенно, необыкновенной красоты.

…Вспоминается поездка в 1966 году на хрустальный завод, завод «Стекловолокно». Тогда нам, девятиклассникам, повезло увидеть своими глазами, как создаются чудо-произведения стеклодувов.

В светлых и просторных цехах, казалось, работают волшебники. Вызывали восторг полосы вытекающего стеной стекла – оконное, автомобильное, кварцевое.

Радуемся подарку – стеклянным шарикам, из которых под высокой температурой будет вытянуто стекловолокно тоньше паутины. Из одного стеклянного шарика — нитка в 160 километров! Это будет прочный коррозионностойкий материал, применяющийся в авиационном и сельскохозяйственном машиностроении. В крутильном цехе десятки тоненьких ниточек скручиваются в одну – получается пряжа особой прочности: стеклянная нитка толщиной в человеческий волос может выдержать груз в 5 килограммов. Стеклоткань – прекрасный изоляционный материал, использующийся в рефрижераторах, холодильниках.

С тех пор прошло немало лет, но удивление от увиденного осталось на всю жизнь.

…Прощаемся с гостеприимным сказочным Гусь-Хрустальным. Вскоре наш шустрый микроавтобус догоняет дождь, но «что нам дождик проливной?» — у нас прекрасное настроение от мира чарующей красоты. Через чуть приоткрытое окно в салон врывается воздух, настоянный сосновой смолой, земляникой и солнцем, и до сердца доходит хрустальный звук Мещеры.

Лидия ТАЛЫШКИНА.

 Фото Ольги ПРОНИНОЙ.

0 комментарий
0

Вам может понравиться