Главная Новости  ЭХ, СКОЛЬКО ВИДАНО!

 ЭХ, СКОЛЬКО ВИДАНО!

опубликован manager

Анатолий Стефанович Соловьев родом из села Высочаны Витебской области (Белоруссия). Родился 4 мая 1934 года в семье педагогов. Отец – учитель математики, мама – учительница начальных классов. Сестренка — на год старше. Село было большое – почти полторы тысячи дворов, школа. Магазины, медпункт, льнофабрика. Вокруг – льняные поля. Когда лен цвел, было ощущение, что вокруг села – море. Неподалеку — лес. Речка у самого села, зимой по ней на коньках каталась детвора.

Казалось, счастливому времени не будет конца.

— Мне было семь лет, когда началась война, — вспоминает Анатолий Стефанович. – Она пришла с обстрелом из дальнобойных орудий, нескончаемым потоком немцев на мотоциклах и машинах. На всю округу раздавались бравурные мелодии, ликование, непонятная лающая речь заполнила хаты. Жителей выгнали в сараи. Бургомистром немцы назначили бывшего кулака Устинова. Со своим сынком они начали мстить односельчанам, вспоминая былые обиды.

В нашем доме поселился врач-эсэсовец. То и дело до блеска драил сапоги, на губной гармошке наигрывал свои мелодии. Нашу семью выгнали в полуразвалившуюся сараюшку. Как-то зимой я решил забрать свои коньки, незаметно пробрался в дом поздним вечером. Снял их с гвоздика – и тут же вылетел из дома в сугроб. Фриц стоял за спиной и гоготал:

— Ты есть плохой мальтшик! Это мой теперь дом! Еще раз придешь – пуля в лоб. Ты – маленький партизан! Я теперь хозяин!

Село превратилось в перевалочный пункт: немцы сменяли друг друга, то и дело через село двигались машины с солдатами, орудиями. Появились власовцы-мародеры, которые не щадили ни детей, ни стариков.

1943 год. Обстановка резко изменилась. Немецкого веселья поубавилось. Фашисты стали озлобленными и безжалостными, за каждую провинность расстреливали. В начале июля нас всех посадили в машины и повезли в Минск, а село сожгли. Из Минска в товарняке мы ехали несколько суток на запад.  Очутились в западной Германии (городок Билефельде) в концлагере «Кюнзебек». Расселили нас по баракам. Так как отец был слабовидящим, его обязали присматривать за детьми. Мама с утра до позднего вечера работала на заводе.

Началась «лагерная учеба». Отец учил, а мы, детвора, палочками на земле выводили решение задач, где в условиях значилось: «Из пункта А в пункт Б вылетело 100 самолетов, 90 сбили, сколько осталось?» Так и хотелось сказать: «Неправильная задача! Наши всех фрицев сбили!»

Некоторых детей, физически  более крепких, отправляли на работу к богачам. Оттуда они приходили в добротной одежде, за что и получали от нас – мы их от души поколачивали.

Была в лагере безобидная старушка, очень добродушная. Наверно, фрицам она напоминала мать, поэтому ей разрешалось иногда выходить за территорию лагеря. С собой она брала несколько ребятишек. Несколько раз и мне доводилось выходить с ней за территорию. В домах, что победнее, к нам относились с сочувствием, могли и яблоком угостить; к домам побогаче не подходи – и собаку могли натравить.

В лагере был однорукий надзиратель, все время улыбался, казался добреньким, но как только оказывался за спиной, тут же бил изо всех сил сапогом в спину.

В апреле 1945 года наш лагерь освободили англичане. Тогда среди танкистов я впервые увидел негра – решил, что он просто чумазый. Нас угощали конфетами, печеньем, жвачкой.

Дома оказались в конце июня. Вместо села – пепелище. Поселились в землянке. Я стал учиться, сразу пошел в 3 класс. К 1950 году отец выстроил дом. Народ возвращался, строился, жизнь налаживалась. Никто не унывал, все работали с утра до ночи. Все было сообща. Все друг другу помогали.

После 7 классов поступил в Смоленский энерготехникум, затем в Ивановский энергетический институт на военную кафедру. Работал в Горьком на радиозаводе, в Казахстане. Посвятил себя службе. С 1987 года – военный пенсионер, подполковник войск ПВО. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, знаком «Войска ПВО страны», медалями I, II, III степени «За безупречную службу».

Счастлив бесконечно, что у меня есть любимая жена Нина Степановна, с которой мы вместе уже 64 года. Она необыкновенно надежная, самая-самая лучшая на свете. У нас двое сыновей, трое внуков, две внучки, два правнука.

На снимке Анатолий Стефанович Соловьев и председатель Совета ветеранов Тамара Юрьевна Шепелева.

Несмотря на свои 88 лет, Анатолий Стефанович — человек активной жизненной позиции: прекрасно владеет компьютером, с удовольствием трудится на даче, постоянно занимается самообразованием, надеется только на себя, на свои силы, волю, рассудок – не верит ни в судьбу, ни в приметы. Уверен: главное в жизни – не вещизм, а духовность и семья. Его любимая песня – «На сопках Маньчжурии», фильм – «Тени исчезают в полдень», телепередачи – «Кто против?», «60 минут», а еще он искренне всем желает счастья, здоровья и мирного неба над головой.

Лидия ТАЛЫШКИНА.

 Фото автора.

0 комментарий
0

Вам может понравиться