Что значат эти слова для нас, живущих под мирным небом? Для нас – наследников поколения победителей? Бессмертна память наша о солдатах, офицерах, генералах, тружениках тыла, жизнь свою принесших на алтарь Победы!
Мне – представителю поколения родившихся накануне или в первые годы торжества нашей великой Родины – незабываемы события и впечатления, так или иначе между собою связанные.
«Майскими холодными ночами, отгремев, закончились бои. Где же вы теперь, друзья-однополчане, боевые спутники мои?» — льется песня из круглого черного репродуктора в родительской квартире.
Поодаль от дома, у железной дороги, громоздится огромная свалка свезенной с полей сражений покореженной и отслужившей свой срок военной техники. Лафеты орудий, фюзеляжи самолетов, ленд-лизовские «Студебекеры», исследованные нами – мальчишками – вдоль и поперек. А к ночи меня, усталого, укрывает отец своей шинелью с капитанскими погонами. Его ордена и медали в моих ладонях…
Строится молодой алтайский город. В клубе тракторного завода идут самодеятельные представления: «Василий Теркин», «В партизанской землянке», фильмы о войне. На экране под наши ликующие возгласы краснозвездные самолеты вгоняют в землю горящие «юнкерсы» и «мессершмитты»; строча автоматами бегут на штурм пехотинцы; корабельные орудия топят немецкие линкоры.
Город наш строится, выходит на степной простор. И далеко, где-то у горизонта, серебрится на полевом аэродроме Ли-2.
Его командир — летчик-фронтовик Малинин, а самолет приписан к тракторному заводу. В недрах его плавильных печей понемногу исчезает свалка…
Открывается детская городская библиотека, где бабушка Орлик выдает книги нам – зенитчикам БГТО – первым на выборе.
Вот повесть детского писателя Аркадия Гайдара (Голикова). В ней дочь летчика, девушка Женя, подыгрывая себе на аккордеоне, поет:
Летчики, пилоты.
Бомбы, самолеты.
Вот и улетели в дальний путь.
Вы когда вернетесь?
Я не знаю. Скоро ли?
Только возвращайтесь
Хоть когда-нибудь!
Помнятся жившие в нашем доме и вернувшиеся с войны победителями: дядя Витя-радист, дядя Коля — хроменький, бывший разведчик, а еще техник самолета Ил-2 Васильев.
Об этом самолете надо сказать особо. О нем военные историки разных стран придерживаются единой точки зрения: Ил-2 показал себя лучшим штурмовиком Второй Мировой войны. Ни один другой самолет не был столь эффективен в борьбе с танками, мотопехотой и оборонительными сооружениями. Наша промышленность выпустила за годы войны свыше 40 тысяч Ил-2, больше чем самолетов любой другой марки. Эти машины сыграли огромную роль в Победе советского народа. Знаменитый соратник Валерия Чкалова, Герой Советского Союза Г. Ф. Байдуков вспоминал: «На фронте мы были влюблены в этот замечательный самолет. Живучесть машины изумляла всех: нет половины стабилизатора, плоскости пробиты, одни лохмотья висят, а он все-таки летит и садится на своей территории. По исключительной прочности брони и надежности мотора, по простоте конструкции никакой другой самолет не мог с ним сравниться».
Огромный ущерб врагу наносили Ил-2, экипаж которых составляли летчик и воздушный стрелок. Серийно самолет выпускался с марта 1941 года на заводах Воронежа, Смоленска, Ленинграда.
С началом войны ленинградские заводы эвакуировались в Нижний Тагил. Бронекорпуса для штурмовика изготавливались на местном Уральском заводе им. И. В. Сталина, который производил танки Т-34.
«Летающим танком» окрестили фронтовики Ил-2. Фронт в связи с большими потерями в начале войны требовал новых и новых самолетов. В Куйбышеве срочно строился новый завод. Здесь необходимо сказать, в каких условиях налаживался выпуск самолетов в цехах, не имевших крыши, под открытым небом. В ноябре 1941 года температура воздуха доходила до -30° и ниже. Голой рукой за рукоятки станков браться было нельзя – прилипнешь. В цехах разжигали костры в железных бочках, на листовом железе, в ямах. По очереди грелись рабочие и вновь вставали к покрытым снегом и инеем станкам. Столовых не было. В цехах, в пунктах горячего питания, можно было получить хлеб, суп и кипяток.
Огромный пресс «Бердсборо», вес отдельных деталей которого достигал 70 тонн, был смонтирован и отлажен всего за 25 дней; в мирное время на это уходило полгода.
23 декабря 1941 года И. В. Сталин в своей телеграмме директорам заводов № 1 и № 18 пишет: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии, как воздух, как хлеб. Если 18 завод думает отбряхнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю последний раз. Сталин».
Сталин требовал сократить выпуск истребителей МиГ-3 в пользу Ил-2.
На следующий день с 18-го завода в Москву ушла телеграмма: «Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работы довели до всего коллектива. В настоящее время не достроен корпус агрегатных цехов, кузница, компрессорная. Отсутствует тепло, воздух, кислород и достаточное количество мест жилья для рабочих. Просим Вашей помощи по ускорению окончания строительства, налаживания снабжения завода материалами, мобилизовать недостающих рабочих, улучшить питание рабочих. Коллектив завода обязуется позорное отставание немедленно ликвидировать».
И уже 29 декабря на Москву ушел литерный поезд с 29-ю Ил-2 для облета и сдачи летчикам 229-го штурмового авиаполка.
Оснащенные моторами АМ-38 и АМ-38кр конструктора А. А. Микулина, бомбардировочным вооружением УБТ, ВЯ-23, ШКАС, ШВАК, НС-37, ракетными орудиями РО-82 и РО-132, штурмовики несли смерть фашистам на земле и в воздухе.
Мы, ковровчане, можем особо гордиться нашими героическими тружениками тыла с завода № 2, вооружавшими легендарные самолеты, внесшими большой вклад в Победу нашей Родины над врагом! Слава нашего героического народа не померкнет в веках, ибо мы – Победители!
И в наше время, когда на Украине проходит специальная операция по истреблению укронацистов, возмечтавших о ядерной «дубинке», свое слово неотразимо говорят мощные штурмовики Су-25 и иное наше современное оружие. Победа есть и будет за нами!
Борис БОРИСОВ, капитан ВВС в отставке.
Использованы материалы журнала «Авиация и космонавтика».