Главная Знай наших... ЧЕРНОБЫЛЬ. ПОМНИМ…

ЧЕРНОБЫЛЬ. ПОМНИМ…

опубликован manager

Апрель 1986 года… Со всего Советского Союза на Чернобыльскую АЭС на Украину, где «рванул» 4-й энергоблок, едут тысячи русских, эстонцев, латышей, белорусов, казахов, литовцев, грузин… Представители разных национальностей спешат, чтобы уберечь от смерти миллионы украинцев, проживающих в районе атомной станции. Уберечь, но поплатиться своим здоровьем, а зачастую и жизнью.

Правда, в последние годы об этом подвиге почти 600 тысяч жителей СССР в некогда братской для нас республике даже не вспоминают. Но мы-то помним…

Вот и 26 апреля, в день той самой аварии, но 36 лет спустя, у памятника ликвидаторам в Коврове собрались те, кому особенного дорога страница этой нашей истории, чтобы почтить память, чтобы не забывать о том, что и мирный атом может выйти из-под контроля.

От аварии пострадала не только Украина, на которую пришелся главный удар, но и Белоруссия, 17 областей России, несколько европейских стран, тысячи людей. И если бы не ликвидаторы, последствия были бы еще страшнее.

Бессменный организатор и участник всех митингов — Ярослав Долотов, руководитель Ковровского отделения общественной организации «Союз Чернобыль». Его участие в ликвидации аварии отмечено медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 и 2 степеней и орденом Мужества.

Ярослав Ярославович крайне редко рассказывает о себе, все больше о своей организации, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться. Но на этот раз «отвертеться» от личной темы ему не удалось. Дата обязывает — 15 января Ярослав Ярославович отметил 70-летие. По случаю юбилея был награжден нагрудным знаком «Ковров — город воинской славы». Но тогда мы не смогли с ним встретиться, поэтому приходится наверстывать упущенное.

— Четыре месяца я работал у разрушенного реактора, — рассказывает Ярослав Ярославович. — Попал в Чернобыль в 1987 году, призван был из Коврова, куда незадолго до этого вернулся, отслужив в Балтийском морском пароходстве, ходил на судне «Калининград». На тот момент мне было 35 лет.

Родился же Ярослав Долотов в городе Комсомольске Ивановской области, где в то время служил его отец. Впоследствии того перевели в Ковров, и в первый класс тогда 5-й школы (сейчас — 2-я) он пошел уже в нашем городе, мечтая, как и батя, служить Родине. И, кстати, был близок к осуществлению мечты — в Суворовское училище уже были поданы документы, но из-за свалившихся на семью проблем от нее пришлось отказаться.

— И уже отслужив в армии (проходила служба в десантных войсках Псковской дивизии), будущий руководитель ковровского «Союза Чернобыль» поступил в мореходную школу в Питере, после которой и был зачислен в Балтийское морское пароходство, часто ходил в загранплавания.

Ну а потом случился Чернобыль…

Ярослав Ярославович вспоминает: «Пятый этаж 3-го энергоблока, комната 501. Нас 15 человек. Работаем пятерками. Первая пятерка включает воздух и подтаскивает к месту работы отбойные молотки. На все — 5 минут. Вторая — долбит стену. Третья сгребает мусор в тележки. Вновь настает черед первой пятерки, которая отвозит мусор на тележках к контейнеру, его цепляют тельфером (подвесное грузоподъемное устройство. Прим. авт.)  и через окно опускают вниз, где уже ждет КРАЗ, который возит мусор в могильник.

Обедали в столовой, находящейся рядом с недостроенными 5-м и 6-м энергоблоками. После обеда, если оставалось свободное время, некоторые шли на Припять — ловить рыбу, причем крючками служили булавки. А вместе с лесками использовались и тонкие веревки. Рыба клевала хорошо. Ловили для интереса. На еду не брали —  боялись радиации: когда подносили к рыбе дозиметр, он начинал трещать. А рыбины попадались серьезные: лещи и сазаны».

Радиация не сразу дала о себе знать, но уже в 1993 году Ярослав Ярославович получил II группу инвалидности. Спасибо Господу, что жив до сих пор. Но так повезло не всем. Из 319 ликвидаторов Коврова и района сегодня в строю около 60. Многие ушли в мир иной, не дотянули и до 50-ти…

Шестнадцать лет назад на ул. Советской, буквально напротив военкомата, в Коврове был открыт памятник чернобыльцам, куда сначала занесли 40 имен умерших ликвидаторов, позднее он прирос еще несколькими плитами с именами тех, кто самоотверженно сражался с «атомной стихией» на Украине. И список этот пополняется, а средств, чтобы увековечить память ковровчан и жителей района, Ярослав Долотов найти не может. Как руководителя организации это его крайне тяготит…

После Чернобыля Ярослав Долотов вернулся домой, в Ковров, где его ждали жена и двое детей. Трудился на «Точмаше». В 1991 году возглавил ковровское отделение «Союза Чернобыль» и с тех пор является его бессменным руководителем.

Говорит, что ничего не поменял бы в жизни, даже зная, что после полученного облучения станет инвалидом. Это была проверка на мужество, на стойкость, на верность Родине.

И это всего лишь одна судьба. А их тысячи, сотни тысяч.

Остается лишь сожалеть, что об этом не вспоминают на Украине, когда-то нашей общей Родине, которую и мы, русские, защищали ценой собственных жизней. Причем делали это не раз во время нашей «общей» истории…

Ирина НАЗАРЕНКО.

Фото из архива Ярослава ДОЛОТОВА.

0 комментарий
0

Вам может понравиться