«Мой гороскоп был составлен бездомным нищим; гувернантка вела меня на прогулку, когда он остановил нас; она пыталась отклониться, но нищий отстранил ее и стал внимательно, черту за чертой, рассматривать мое лицо. Затем он сказал: «Это дитя станет знаменитостью, но его жизнь пройдет в постоянном труде, она будет мучительна и полна противоречий, которые будут раздирать его душу…», — из воспоминаний величайшего французского художника ХIХ века Фердинана Виктора Эжена Делакруа, ставшего действительно знаменитостью.
Нам, ковровчанам, опять повезло: мы можем насладиться искусством этого художника, главы французской романтической живописи, сложным, богатым и многогранным.
Сочетание зоркой наблюдательности и пылкости воображения, благородства и торжественности композиции, трепетного чувства и завершенности, мастерство в передаче страдания, страсти, душевного движения; захватывающий сюжет и выпуклые образы героев; эмоциональное напряжение и сердечная простота, изысканность и убедительность – все это можно увидеть на 100 литографиях и гравюрах, выполненных в Париже и Лейпциге в 1864, 1913 и 1928 годах с его зарисовок, эскизов, рисунков, картин, охватывающих самый плодотворный период творчества с 1823 по 1857 год.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ встречаются на всем протяжении творчества Делакруа. Он вносит в их трактовку красочность, яркую образность, давая им «плотское существование».
«Похищение Ребекки» — это авторское видение известного романтического сюжета, позаимствованного у Вальтера Скотта, где сочетаются сюжетная и эмоциональная напряженность.
«Спящий Христос во время бури» — шторм и одинокая лодка в бурном море – любимый сюжет художника. В лодке Иисус Христос с апостолами плывет к берегу. Все переживают: вот-вот их захлестнет огромная волна, только Христос уверен – с ними ничего не произойдет. Несмотря на то что картина полна бурного движения, тревоги – впереди среди мрачных нависших туч пробивается свет – свет надежды.
«Молодые девушки Спарты занимаются борьбой»… Как известно, в физическое воспитание девушек Спарты входили такие дисциплины, как: бег, борьба, метание диска и копья, состязание в силе. Это и изобразил художник.
«Битва при Арколе» — одно из знаменитых сражений в ходе итальянского похода Бонапарта в 1796 году. Делакруа, увлекающийся батальными сценами, не мог пройти мимо этого сюжета.
ПЕЙЗАЖ в творчестве Делакруа не стал ведущим, и в то же время ряд работ является подлинными шедеврами пейзажной живописи. Художник отходит от романтических штампов, избирая простые и скромные мотивы, правдивые и достоверные. «Вид парка», «Лесная тропа», «Марокканский пейзаж» — тому подтверждение.
ЖИВОТНЫЕ в творчестве Делакруа. Он был талантливым анималистом. Создал бесчисленное множество изображений диких животных. Хищные звери то высматривают добычу, то ее терзают, яростные схватки, охота на хищных зверей – все выражает драматизм, неистовые страсти, бурные эмоции. Делакруа был одержим тиграми и львами; любил рисовать и лошадей, передавая точно блеск их глаз, изящный изгиб шеи, раздувающиеся ноздри. Он упивался великолепием животных, их могуществом, силой и красотой.
«Молодой тигр играет со своей матерью», «Голова рычащего льва», «Битва льва и тигра» и др. Он рисовал и кошек с такой же страстью, что и львов. У него в мастерской жила кошка, и художнику казалось, что она только от лени притворяется кошкой – в любой момент может рявкнуть, оказавшись пантерой.
ПОРТРЕТЫ Делакруа. Художнику позировали Шопен, Берлиоз, Паганини, Жорж Санд.
«Портрет Шопена в образе Данте» — это рисунок, выполненный в 1857 году. Делакруа и Шопена объединяли неукротимый творческий темперамент и жажда творчества. Только взором любви Делакруа сумел увидеть в создателе гениальных музыкальных произведений правду о рыцаре, прекрасной Дамой которой станет сама Речь Посполитая, куда Рыцарь Печального образа не вернется, простившись с ней раз и навсегда. Делакруа удалось изобразить харизматичный образ, глаза Шопена наполнены глубокими мыслями, в них отражается разум. Такие черты лица, как: мужественные скулы и горбинка на носу — придают Шопену образ сильного, порывистого и неординарного человека. Создается ощущение, что композитор весь в напряжении. Делакруа, рисуя портрет, вложил не только знания его характера, но и частичку души.
НАБРОСКИ ФИГУР – их бесчисленное множество: «17 фигур», «13 фигур», «18 фигур», «6 характеров», «8 арабов», «Эскиз 7 фигур» и т. д. Его мощные и выразительные рисунки фиксируют какой-то один момент жизни, помогая зрителю поверить в достоверность происходящего. Он находил выгодную позу фигуры, но иногда зарисовывал отдельные детали – ступню, ладонь, складки драпировки.
Идеализировал ПАТРИАРХАЛЬНУЮ СТАРИНУ И РЫЦАРСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: «Турок на коне у деревни», «Воин на коне в окружении солдат и женщин возле замка», «Средневековый рыцарь в доспехах у подножия дерева» и др.
ПУТЕШЕСТВИЕ В АЛЖИР И МАРОККО в 1832 году имело решающее значение для эволюции творчества Делакруа. Поездка продолжалась полгода. Пользовавшийся доверием марокканского султана Делакруа смог увидеть своими глазами то, что закрыто от обычного путешественника: внутренние помещения султанского дворца, гаремы, украшенные мозаикой, фонтанами, вырезанным потолком из кедра; полами, устланными роскошными персидскими коврами. Делакруа интересовала не только роскошь, но и жизнь простых людей, не затронутых современной цивилизацией. В своем знаменитом «Дневнике» он писал: «Мы увидели сотни, тысячи людей, живущих в нищете, но все они казались вполне счастливыми. Быть может, это и есть настоящая жизнь?»
Дорогой зритель, посмотрите внимательно на «Марокканский альбом», где более 170 персонажей, отражающих черты, характер, поведение и одежду народов Востока, сценки из жизни его обитателей.
«Еврейская невеста в Танжере»- изящный рисунок, выполненный свинцовым карандашом на бежевой бумаге, после чего прокрашен нежной полупрозрачной акварелью. Такая техника для Делакруа – эксперимент.
ОБРАЩЕНИЕ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ – без этого невозможно представить творчество Делакруа. Из писателей его вдохновляли чаще других Данте, Шекспир, Вальтер Скотт, Байрон. Он знал их творения досконально, поэтому с полной свободой производил и в своем творчестве.
На выставке вы сможете увидеть множество иллюстраций к «Фаусту» Гете, «Гамлету» Шекспира; завораживает «Гец Фон Берлихинген с железною рукою» Гете – нелегкие судьбы, человеческие страдания стали поистине вершинами графического искусства Делакруа.
Делакруа – МАСТЕР НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ. Он расписал центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре, зал Мира в Парижской ратуше, создал две грандиозных композиции в церкви Сен-Сюльпис.
Он был наделен ЛИТЕРАТУРНЫМ ДАРОМ. Вел «Дневник» с 24 лет до 65, где описывал свои мысли по искусству, истории, впечатления от встреч. Последняя запись гласит: «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаза…»
Творчество Делакруа, где торжество цвета – доминирующее средство художественной выразительности, доказало: им нельзя не восхищаться. Он – сын своего времени, его произведения пронизаны энергией эпохи, дают представление о том, что волновало, тревожило, воодушевляло.
Не упустите шанс познакомиться с настоящим искусством! Выставка работает в нашем историко-мемориальном музее. Познакомившись с ней, вы убедитесь: прав был нищий, определивший в ребенке, что станет знаменитым. И это был Делакруа…
Лидия ТАЛЫШКИНА.
Фото Бориса НИКИТИНА.
Автор благодарит заведующую научно-методическим отделом музея Любовь Плеханову и работников районной библиотеки за предоставленный материал, который помог в написании статьи.