Главная Новости ЧЕМ ГЛУБЖЕ КОЛОДЕЦ, ТЕМ ЯРЧЕ ЗВЕЗДА         

ЧЕМ ГЛУБЖЕ КОЛОДЕЦ, ТЕМ ЯРЧЕ ЗВЕЗДА         

опубликован manager

16 сентября в нашем историко-мемориальном музее открылась 46-я традиционная осенняя выставка ковровских художников. Чем же на этот раз она порадовала?

Думается, что с каждой картиной надо какое-то время быть один на один, чтобы никто не мешал ее прочувствовать, чтобы «попасть в цель» ее замысла, суета здесь однозначно ни к чему.

Как-то на соревнованиях я подошла к мастеру спорта по стрельбе Владимиру Иванову, целящемуся в мишень:

— Рада вас видеть! Всегда вами восхищаюсь – вы настоящий снайпер!

Он стреляет и вместо обычной «десятки» попадает в «семерку». Понятно: расстроился — причина была во мне, как некстати было мое «соучастие»! Вот почему на выставку я пришла часа за три до ее открытия, надо было «пообщаться» с работами (а их 114!)  «с глазу на глаз».

Не берусь давать оценку каждой… Да и в праве ли? Остановлюсь лишь на тех, что «зацепили».

Пейзажей среди работ большое количество. Типичный сюжет – бескрайние просторы нашего края, поля, леса, реки, клюквенный рассвет, малиновый закат, «с травы росу лучами лижет солнце», домишки с дощатым забором, у которого лопухи, крапива, куры, кусты сирени да мальва – «какой душе не мило это?»

Во всех семи этюдах Петра Шевченко – излюбленные деревенские места, с непременными «атрибутами» — речкой, лесом.

Будто сплетенная из вологодских кружев  «Зимушка-зима» Альбины Лазуткиной великолепна. С трудом отрываешь от нее взгляд. «Видно, солнечная люстра покачнулась на весу и разбилась звонко, хрустко в зимнем утреннем лесу».

В «Лунную ночь на Оке» Алексея Быстрова влюбляешься с первого взгляда – какая в работе романтика! А какое удовольствие постоять на высоком холме, любуясь ландшафтом «На Ворголе» (Владимир Милованов), да можно и к речке, вьющейся змейкой, спуститься, подойти к пастуху, пасущему стадо, перекинуться с ним «за жизнь».

Покорило  незатейливое «Лето» Марины Комисаровой. Вроде бы ничего особенного… Деревенская улочка,  но …какой забор! Какие дома! Забор дощатый, старый, да, видно, хозяин добродушный: чем остаткам краски пропадать, он возьми да и покрась ряд досок красным цветом. Цветные дома за забором тоже ласкают взор – нет ничего напряженного, отталкивающего.

К сердцу пришелся «Осенний день» Екатерины Балабиной! Сюжет таков: крылечко детской художественной школы, рядом — чудесный клен, только что прошел дождь, но …до такой степени достоверно изображение, что чувствуешь влажный воздух, ощущаешь и капельки дождя с листьев красно-желто-зеленого клена на лице и радуешься вдруг ниоткуда появившейся радуге (на картине ее нет!). Зеркально-солнечный осенний день Елене удался на славу!

Впечатлили «Мостки» Татьяны Широковой – здесь не только простор, но и тишина, спокойствие. Лист не шелохнется, ветка не качнется, думается, и мостки, если на них встать, не скрипнут. Безмятежность, добротность – главная черта ее творчества. Вспоминается на 44-й осенней выставке ее «Янтарная осень», там и легкому ветерку «не пришло бы в голову» нарушить янтарный покой, чтобы не повредить легким дуновением «янтарную вуаль».

Натюрморты раскрывают своеобразие мира вещей, неповторимые качества, красоту, индивидуальность: у кого-то – все «по полочкам», у кого-то – непринужденно, различный цветовой «тембр». И здесь ощутим  конкретный человеческий характер: твердый-мягкий, настойчивый – уступчивый, строгий-нежный, сдержанный-щедрый.

Просто очаровали мини-натюрморты Алексея Быстрова: «Август», «Весенний букет», «Полевые цветы», «Летнее настроение» — «Лебедю для того, чтобы казаться величественным, незачем быть величиной с носорога или слона». Глядя на его «Васильки», вспомнился Пришвин: «Не царственный лавр, не пальма жгучей пустыни, не пламенные розы – мой родимый край: стыдливый подснежник, синий василек, золотая кувшинка в тихой заводи рек…»

Щедро-мажорный «Чай с баранками» Елены Головкиной напомнил теплую домашнюю атмосферу. Использование цветовой интенсивности невольно направляет в деревянный низенький домишко с вышитыми занавесочками, геранью на подоконнике, раскаленной добела печкой, к любимым дедушке и бабушке.

Безусловно, мАстерские натюрморты Заслуженного художника РФ Виктора Бычкова, безукоризненные – Альбины Лазуткиной.

Работы Анны Зинковской лично для меня всегда ребус, шифр, загадка. Что ни работа, то богатое воображение, таинство, глубина, а как известно — чем глубже колодец, тем ярче звезда. Ее «Розовый фонарик» и «Айва с фонариком» снова заставили рассуждать: почему в фонариках не лампочки, а цветы; почему именно веточка цветущей айвы, а не вишни или яблони; зачем у фонариков подвески с бусинками и даже крепление у фонариков необычное – в виде солнца. Без Анны не получилось разгадать ребус. Она пояснила:

— Предназначение всего живого – стремление к свету, к солнцу. Айва цветет очень красиво – не видно листьев. Подвески у фонарика тоже, как живые. При легком ветерке они шевелятся. Так и наша жизнь: сложна, непредсказуема, уязвима, загадочна.

Нельзя не отметить кропотливую работу Ирины Соломиной: «Пандемия», «Село Парское», «Вечер». Забавен нахохлившийся умный «Гоша» Марины Еровой.

Представлены на выставке и портреты. Не берусь их оценивать, сделайте это сами. Соглашусь с художником-акварелистом Сергеем Синициным, который когда-то сказал мне:

— Портрет – очень серьезная, ответственная вещь. Это не кирпичи рисовать. Портрет подвластен не каждому пейзажисту. Во внешнее сходство надо вложить эмоционально-чувственное восприятие натуры. Это все равно, что передать шепот леса, прозрачность воздуха, глубину озера, пронизывающий ветер.

Сергей поразил тремя полупанорамными работами: «Золотая осень», «Летний день». «Весна в Клязьминском Городке». Мало того, что они, как всегда, добросердечные, легкие, ажурные, а здесь еще и с высоты «птичьего полета» — в этом их новизна и привлекательность. К тому же «Весну в Клязьминском Городке» Сергей изобразил в контр-ажуре, т. е. против солнца, подчеркнув тем самым мощь храма Покрова Пресвятой Богородицы, создав контраст с маленькой фигуркой человека, выходящего из храма, как неразрывную духовную связь.

Жанровая работа Николая Белова «В цеху» — это наша история. Старшее поколение узнает в ней черты былого, где непременным атрибутом были лозунги: «Решения ХХII съезда  КПСС выполним!» Манера письма — стопроцентное соответствие той эпохе.

Валерий Тихомиров представил свои удивительные иконы, среди которых «Умиление» — образ Пресвятой Богородицы… Он так чудесен, что, кажется, сошел к нам с небес.

Как «клубничку на торте»  напоследок специально оставила трех художников-юбиляров: Николая Смолина, Светлану Дубинину и Евгения Чекалина. Работам этих художников даже выделены отдельные залы.

Познакомимся с юбилярами поближе. Николай Смолин родился в 1951 году на Украине.  В 1987 году окончил Московское художественное училище, в 1991 году – Всесоюзную народную академию искусств; с 1994 года – член Международного художественного фонда, с 1997 года – член Московского отделения Союза художников России, с 2008 года входит в единый Рейтинг художников России, кат. 4В. Обладатель специального диплома городской премии «Признание- 2021» в номинации «За вклад в сохранение и развитие музейного наследия». 92 свои работы он подарил ковровскому музею!

На этой выставке у него 19 работ. Все они – бездна эмоций, динамики, атакующие, неугомонные, бьющие через край, кипучие, будь-то портрет, пейзаж или натюрморт. Его работы – только ЕГО, смолинские, их узнаешь среди тысячи. Так его  «Осенний вальс» — совсем не «Бостон» и не там, где «природа тихо умирает и тишина кругом такая, что кажется, уснул весь мир», «где не видать ни души, тонет в золоте день, пробежать по траве ветру сонному лень» — это целая смолинская  кадриль, безудержная, искрометная.

Светлана Дубинина родом из Астрахани. Окончила Московский пединститут, худграф в 1984 году. Вошла в единый Рейтинг художников России, кат. 5В.

Ее «апельсиновые» картины сотканы из света, золота и солнечных лучей. В ненастную дождливую погоду, в морозный день они обязательно «обогреют», подарят любому светлую радость и лирическое настроение. Вот и в «Солнечном букете» и «Цветущей ветке» «купаешься», как в лучах солнца. Светлана выставила 15 работ.

Евгений Чекалин родился в 1946 году в Горьковской области. Окончил художественно-ремесленное училище по специальности гравер по штампам и Кировское художественное училище искусств по специальности художник-дизайнер. В 2011 году в Сиэтле (США) состоялась его персональная выставка.

Для Евгения отправной точкой в творчестве стали импрессионисты. Предпочтение отдает свету. Впечатляют его величественные «Две сосны», «издающие пьянящую свежесть хвои», таинственный «Вечер в деревне», обаятельный «Старый Гороховец».

Присутствовавшие на открытии выставки глава города Елена Фомина и зам. главы Светлана Арлашина были единодушны: выставка – это не просто передача похожих изображений, это целый мир красок и чувств, фантазии, глубины, взаимоотношений; это настоящий праздник для души и сердца, признание в любви к человеку, природе, миру, возможность не только восторгаться, но и удивляться, осмысливать, задумываться, анализировать.

У вас, дорогие читатели «ЗТ», есть такая возможность, не упустите.

Лидия ТАЛЫШКИНА.

Фото автора.

0 комментарий
0

Вам может понравиться