Главная Новости ГОСПОДЬ ПЕРВЫЙ ПРОТЯНУЛ НАМ РУКУ

ГОСПОДЬ ПЕРВЫЙ ПРОТЯНУЛ НАМ РУКУ

опубликован manager

Как жить православному человеку в современном мире? Какие вопросы, в первую очередь,  нужно ставить перед собой, давая на них честные и искренние ответы? На что обращать внимание, прислушиваясь к собственному сердцу? На эти и другие вопросы в беседе с ковровской православной молодежью отвечал архимандрит Феофан (Кирилюк). Встреча с ним в онлайн-режиме прошла на Пасхальной неделе. Для ковровчан такая беседа – с помощью современных средств связи – была первым опытом, показавшим, что подобное общение имеет место быть. Вместо запланированных тридцати минут оно продлилось почти два часа…

Скорее всего, этот материал окажется интересен людям, находящимся в духовном поиске, а, может, найдет и более широкую аудиторию. А начнем мы, пожалуй, вот с чего…

…Казалось бы, запланированная тема «Жизнь православного христианина в современном  обществе» предполагала обсуждение специфики сегодняшних дней, но с первых минут беседы разговор повернул в совершенно иное русло. Острым стал вопрос: «Имеет ли значение для православных людей само понятие «современных реалий» или вопросы веры, спасения души – вне времени и пространства?» Вот что об этом думает архимандрит Феофан:

— Обдумывая, что стану говорить, я, в первую очередь, вспомнил самого себя — свой личный опыт веры, искания, переживания и принятые решения. Уверен, над этим каждому христианину нужно трудиться индивидуально и сразу поставить перед собой вопрос: «Что значит вера и кто такой Христос лично для меня?» Ответ на него, по сути, и должен определить дальнейшую христианскую жизнь.

За неделю до Пасхи в воскресенье, которое называют Вербным, празднуется большой православный двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. Те, кто знаком со Священным Писанием, хорошо представляют о каких событиях евангельской истории принято вспоминать в этот  день – о том моменте, когда Христос, окруженный учениками, торжественно въехал в древнейший город и народ Его встречал как Царя Славы, устилая дорогу пальмовыми ветвями. А всего через несколько дней тот же народ кричал: «Распни Его! Распни!» Напомнив об этих событиях, архимандрит Феофан заметил: за «торжествующим Христом» идти очень легко и приятно…

— Мы видим, что апостолам это нравится. Все видят в них учеников уважаемого человека, которому восхищенно внимает восторженная толпа. По факту они купаются в лучах Его славы. Но когда Христос добровольно повергает себя в пучину мрака, предательства, злобы, к сожалению, самых близких людей рядом с ним не оказывается. В самый важный, сложный и ответственный момент те, кто еще недавно с таким восторгом сопровождал своего Учителя, просто струсили и разбежались кто куда. Этот очень хорошо описано в Евангелии от Марка: «Когда воин схватил некоего юношу за верхнюю одежду, этот юноша, выпутавшись из нее, убежал нагим». Вот тут и надо задаться вопросом: «Интересно ли мне следовать за Христом, который унижен, оскорблен и добровольно претерпевает мучения? Или я хочу идти только приятным путем – за теми, кто имеет большой социальный авторитет?»

На эти вопросы нужно ответить себе максимально честно. Но чтобы это сделать, необходимо больше узнать про Христа. И это мы можем сделать с помощью Священного Писания.

Священное Писание, продолжает архимандрит Феофан, это драгоценный бриллиант, в тексте которого нет требующей отсеивания шелухи. Но этот текст требует вдумчивого изучения. В отличие от произведений мировой литературы, которая передает нам опыт человеческий, Евангелие предлагает опыт Божественный.

Когда мы прочитываем ту или иную книгу, мы отчасти помещаем себя в описываемые условия. Священное Писание действует противоположным образом. Не мы «входим» в произведение, а Бог через него входит в нашу жизнь и ждет от нас определенного ответа, — поясняет архимандрит Феофан. – Поэтому хочу предупредить: чтение Священного Писания требует решимости, решимости последовать за тем призывом, который может прозвучать с его страниц. И для человека очень важно быть готовым на него отозваться.

Священное Писание — живое слово живого Бога, которое цепляет душу человека, говорит священник и приводит пример из жизнеописания духовника Троице-Сергиевой лавры, ныне покойного архимандрита Кирилла Павлова. В этом жизнеописании есть эпизод, когда в частной беседе один новорукоположенный монах задает старцу вопрос: «Отче, как вы стяжаете такой дух мирен? Неужели исключительно молитвой?» На что отец Кирилл отвечает: «Я постоянно, внимательно и вдумчиво читаю Евангелие». То есть Слово Божие помогает человеку подняться на качественно новый духовный уровень.

— Я уверен, каждому человеку необходимо обзавестись личным знакомством со Христом. И даже, как бы странно это ни звучало, влюбиться в Него – в Его личность, — говорит архимандрит Феофан, еще совсем молодой человек с удивительно доброй улыбкой. Все его лицо светится тихой радостью, а на вопросы он отвечает с большой готовностью, искренне и откровенно – чувствуется, что от самого сердца, в великой надежде на то, что его слова помогут собеседникам выбрать правильный путь.

— Христос предлагает нам, людям, чистую Божественную любовь. Ведь наша земная любовь часто эгоистична. Бог же любит нас за то, что мы просто есть. И даже, как сказал апостол Павел в одном из своих самых известных посланий, Послании римлянам, Бог полюбил человека еще до того, как тот стал послушным. На Голгофе, отдавая жизнь за всех нас, Бог каждому человеку дарует неоцененный аванс доверия, первым протягивает руку и становится инициатором отношений: «Бог – человек». Мы часто думаем, что наша вера начинается в тот момент, когда захотим этого сами, но Бог уже сделал первый шаг, уже протянул нам руку, создал то прочное основание, на которое мы можем смело ступить, ступить на путь в Вечность.

Но прежде чем сделать шаг, человек должен понять ЧТО это за путь, КУДА он ведет и КТО та личность, которая его предлагает, поясняет архимандрит Феофан. Он рассказывает о том, что Божественный опыт, раскрывающийся в Священном Писании, показывает и конечный итог этого пути, который, по сути, и является христианской жизнью.

— Следовательно, вера – это не отвлеченное статическое понятие, это путь, которым стоит следовать, а Христос – это жизнь. Любой православный христианин – это обычный человек с живыми реакциями на все, что его окружает. Таков же и организм церкви. Не будем отрицать, что современное общество отчасти отличается от той среды, про которую мы читаем в сочинениях святых отцов, живших в разных странах, в разное время и дававших те или иные советы, учитывая вызовы СВОЕГО времени. Но всегда есть одна очень важная особенность, которую нельзя упускать из виду: не всегда важно время, в которое мы живем. По слову апостола Павла, мир лежит во зле, а мы с вами живем в этом мире вместе со своими семьями. То есть христианин, в каком бы столетии он ни жил, по факту оказывается в одних и тех же условиях, в одном и том же противостоянии злу. И в такой ситуации каждый должен решить для себя: с каким спутником пройду этот путь я. Очень хорошо, если этим спутником окажется Христос. Если, конечно, мы сами согласимся пригласить Его в свою жизнь!

Архимандрит Феофан напомнил слушателям евангельский отрывок о путешествии в Эммаус. В этом фрагменте Господь намеренно не вмешивается в беседу двух своих спутников. Он, неузнанный, терпеливо ожидает, когда будет приглашен ими к совместной трапезе и на ночлег. И только в преломлении хлеба открываются сердечные очи тех, кто Его пригласил в свою жизнь.

— Таким же образом происходит в жизни каждого христианина! – заключает архимандрит Феофан. — Ответив самому себе на вопрос КТО такой Христос и ЗАЧЕМ Он мне нужен, давая свое добровольное согласие, мы приглашаем Его в свою жизнь. Пусть эта жизнь наполнена сложностями, может быть, тяжелыми испытаниями, но наш спутник – Христос, он рядом, возможно, даже берет нас за руку и ведет. Тут важно понимать, что жизнь со Христом – это всегда жизнь в Духе, и этот Святой Дух, который наполняет христианина, по сути определяет все его внутреннее состояние, его поведение, его отношение к миру, отношения с близкими, реакцию на любую внешнюю ситуацию. Он позволяет человеку, идущему по пути веры,  правильно поступать в любых жизненных обстоятельствах. Внимательно читая новозаветные послания апостолов христианским общинам, можно заметить, что они никогда не дают людям технических рекомендаций, но каждый из них подытоживает: «Да вы не об этом переживайте! Вы переживайте, чтобы Дух наполнял ваше сердце!» Поэтому еще раз повторю: не важно, в какое время живет христианин, не важно, какие обстоятельства его окружают; важно, какой он проходит путь и кто его спутник.

Преподобный Серафим Саровский давал людям замечательный совет: заботьтесь в первую очередь о том, чтобы стяжать «дух мирен», а все остальное — вещи второстепенные. Поэтому мой ответ на вопрос «Как жить православному христианину в современном мире?» будет таков: «Необходимо заботиться, чтобы сердце было наполнено Духом Святым, а это произойдет только в том случае, если каждый сам себе четко и ясно сможет ответить на вопрос: «Готов ли я последовать за униженным и оскорбленным Христом?»

Инна БУЛАТОВА.

Фото из открытых источников.

0 комментарий
0

Вам может понравиться

Оставить комментарий