Главная Новости СКВОЗЬ ГОДА

СКВОЗЬ ГОДА

опубликован manager

Мы вновь все видим сквозь года,

Минувшее опять воскресло зримо,

Хоть не могло остаться и следа

От колких вспышек и крутого дыма…

Давайте неспешно пройдемся по залам нашего историко-мемориального музея, где 7 мая открылась выставка, посвященная Великой Победе. Выставка необычная: на ней представлены более 40 работ наших художников: и ныне здравствующих, и из фондов музея. Дыхание сурового времени в каждой из них — будь то портрет фронтовика или бытовая сцена, натюрморт или пейзаж – все правдиво и выразительно.

Портреты – это судьбы, а потому эта выставка позволяет не только еще раз посмотреть еще раз в глаза героев, но и прикоснуться к их жизни.

Иван Зотович Недомерков – участник Великой Отечественной войны, награжден двумя орденами Красной Звезды, орденами Великой Отечественной войны I и II степеней, 17 медалями.  Сражение на станции Котельниково стало боевым крещением для 19-летнего паренька, окончившего Смоленское артиллерийское училище. В октябре 1942 года он был направлен на Сталинградский фронт командиром огневого взвода 149-го истребительно-противотанкового полка 51-й армии. Был командиром на бронепоезде. День Победы встретил в Венгрии. «Портрет отца» со всей сыновьей любовью выполнил Владимир Недомерков, сумев подчеркнуть волю, бесстрашие, душевность родителя.

У Бориса Шарафеевича Тазетдинова, 1924 года рождения, — фронтовая молодость. После 9 классов он попал в учебный полк, потом – Польша, Сандомирский плацдарм, 1-й Украинский фронт, участие в войне с японцами, служба в армии до 1947 года в Порт-Артуре. Творческая жизнь его началась в 1942 году. Будучи в учебном полку в Кувандыке, 18-летний Борис, чтобы украсить свою землянку нарисовал портрет Александра Суворова да так удачно, что все поразились сходству. С 1975 года Борис Тазетдинов стал членом объединения ковровских художников. Кроме того, прекрасно играл на мандолине, в шашки, а еще — вот уж поистине герой! – 10 лет ухаживал за тяжелобольной женой. Настоящий солдат, который никогда не бросит, не предаст! Владимир Милованов в портрете Тазетдинова сумел передать скромность и открытость своего героя.

Лейтенант Алексей Васильевич Лопатин 22 июня 1941 года в числе первых принял на себя удар врага на 13-й погранзаставе 90-го Владимир-Волынского погранотряда Западного пограничного округа. В течение 11 суток пограничники отражали атаки превосходящих сил противника. Герою Советского Союза в нашем городе установлен памятник, его именем названа улица. Елена Вячеславовна Скоропад, внучка героя, присутствующая на выставке, от всей души поблагодарила Валерия Тихомирова, написавшего портрет ее деда, а работников музея за то, что смогли установить автора портрета, поскольку он был не подписан, хотя много лет находился в фондах музея. Валерий Тихомиров пояснил, что портрет писался в содружестве с Владимиром Ильиным еще в 1966 году для музея экскаваторного завода, где Алексей Лопатин работал после окончания школы ФЗУ.

Павлу Константиновичу Ранжеву звание Героя Советского Союза было присвоено 27 июня 1945 года. Родился он в Коврове в 1918 году, трудился на заводе №2 им. К. О. Киркижа. С ноября 1941 года – на фронте. В 1944 году окончил Орловское танковое училище. Во время боя 30 апреля 1945 года его экипаж уничтожил танк, три орудия, 26 опорных пунктов. С 1954 года он ушел в запас, работал на ЗиДе, награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями. Одна из улиц нашего города носит его имя. Владимиру Милованову в портрете «Разговор со старой фотографией» удалось не только передать прирожденную смекалку, лукавинку Павла Константиновича, но и обогатить работу силуэтами экипажа машины боевой.

Этюд «Красная звезда на старом доме» — это уютный дворик с астрами, золотыми шарами, кустами сирени; на стене – красная звезда, а это значит, что здесь жил или живет участник Великой Отечественной войны. Мирная картина – полная противоположность лихой године, которую испытала семья Гребневых. Художница Татьяна Широкова пояснила: это дом геройски погибшего под Витебском в 1944 году ее дяди – Юрия Аркадьевича. «Материнская память» В.??? Челышева напоминает: «Теряется счет тревожным ночам», но любимых, дорогих сердцу людей забыть невозможно.

Насыщена драматизмом картина Михаила Семенова «На подступах. Стоящие насмерть». До последнего патрона, до последнего снаряда сражались наши солдаты, защищая родную землю.

Не оставит никого равнодушным «Горе» Светланы Дубининой. Это обобщенный женский образ, завораживающий зрителя нескончаемым горем, переданным через напряженность сюжета, накал густого красно-черного цвета, форм, линий. Лишь свеча слегка разряжает атмосферу, освещая жизнь и показывая, что надежда осталась.

«Возвращение фронтовика» Бориса Бодрова заставляет всмотреться в лица: кто-то от души радуется, кто-то задумчив («А как там мой сынок? Жив ли?»), кто-то удивляется: «Как повзрослел за войну, а ведь ушел совсем мальчишкой!» Неспроста прописана деталь – детская деревянная машинка на веревочке – свидетельство того, что в жизни нет остановленных мгновений.

Безукоризненно исполнение графического портрета «Павел Васильевич» — автор Борис Французов. Ветеран у своего дома – «Эх, сколько видано – перевидано!»

Прекрасно выполненные графические рисунки – иллюстрации к книге Олега Берега (нашего хирурга Александра Михайловича Заболотько) «Детство, опаленное войной» — представил на суд зрителю Владимир Милованов. Их десять. Каждый – история душераздирающая.

«В осажденном городе» Николай Смолин, как обычно, благодаря своим смелым ярко-красным мазкам создает впечатление подвижности, тем самым доказывая: все изменится.

Бравый офицер на фоне силуэта города с остроконечными крышами – «Будапешт 1946 года». Не зря «размыт» город. В данном случае нет единства человека и окружающего его мира: дома чужды для него. Солдат-освободитель здесь временно, для него дороже всего родная сторона, с низенькими домишками, нежными березками, вьющейся змейкой речкой с родниковой водой. Автор портрета Нелли Дробот изобразила своего деда, участника боев за Сталинград, Украину, Венгрию.

Настоящая творческая удача Сергея Синицина «У окрестности деревни Красная Береза» — батальная сцена, передающая пафос суровой эпохи. Мы, зрители, привыкли к «мирной» акварели Сергея, а здесь – зима, бой с врагом не на жизнь, а на смерть; низкие серые облака, сквозь которые пробивается местами синева неба как надежда на победу. Сергей рассказывает:

— Вот здесь, на переднем плане, около раненого бойца, я изобразил своего дедушку Прокопа Тихоновича Тихонова. В бою в Калужской области он, оказывая помощь раненому товарищу, был сам смертельно ранен».

                             Разве позабудется все это:

                             Парни умирали у лафетов,

                             А снаряды их еще летели,

                             Сокрушая вражеские цели…

 У Петра Шевченко «Родная весточка», «Блокадный паек», «Дорога жизни и смерти», «Проехали фашисты» подчинены мысли: война – бесчеловечна. Каждую свою работу он сопровождает душевными патриотическими стихами собственного сочинения. Неудивительно, его семьи война коснулась вплотную: немало его родственников воевало, а его маму фашисты дважды пытались расстрелять, да, видно, Бог спас.

Натюрморт В. ???Кочунова «В землянке» — это не только мир вещей солдата, это доверительное, обнадеживающее отношение к изображаемому, уверенность в том, что защитник Отечества не подведет.

Интересен для зрителей и экземпляр газеты «За Родину» №101 от 8 июня 1942 года, напечатанный в полевой типографии «Смерть фашистам».

«9 Мая» Евгения Чекалина, где яблони в цвету, воздушные шарики, зацепившиеся за ветки, слегка моросящий дождик – это гимн нашей Победе, не зря над этой картиной работники музея водрузили копию знамени Победы.

Стихотворение Ильи Сельвинского «Лазурь-цветок», проникновенно прочитанное Любовью Плехановой, коснулось души каждого присутствующего: с его героями все словно оказались на поле, где подбит врагом наш «У-2»; где молодой  летчик «в неистовом и разъяренном виде»; где милая девушка, «врач или сестра», с глазами голубой жар-цвет; где необыкновенной красоты лазурь-цветок – символ любви и мира..

Зам. главы администрации Светлана Арлашина и зам. председателя горсовета Сергей Кашицын, присутствовавшие на выставке, подчеркнули: выставка отражает ярчайшие страницы истории, когда во славу Родины вершился подвиг нашего народа: это духовный ориентир для молодых защитников Отечества, это размышление о своей гражданской позиции, это призыв, чтоб «Родину любили мы сильней!»

 

Лидия ТАЛЫШКИНА.

Фото автора.

0 комментарий
0

Вам может понравиться

Оставить комментарий