Главная Новости СЛУЖБА «03». СПАСАЯ ЖИЗНИ

СЛУЖБА «03». СПАСАЯ ЖИЗНИ

опубликован manager

Когда человек чувствует себя по-настоящему счастливым? Ответы могут быть самыми разными: когда у него все удачно складывается – и дома, и на работе, когда родные радуют, когда есть возможность выспаться… Сколько людей – столько ответов. Но все сойдутся, наверное, в одном: счастье – это когда у тебя ничего не болит, есть силы и энергия для жизни, то есть здоровье. И будут правы.

Номера 03 или 112 мы набираем тогда, когда привычная картина мира рушится из-за боли, трагедии, чрезвычайной ситуации, в которую попадаем сами, наши близкие или совсем незнакомые нам люди. Набираем заветные цифры в надежде, что нам обязательно помогут. 28 апреля свой профессиональный праздник отметили люди, выполняющие важную миссию оказания первой помощи человеку, попавшему в беду, – работники скорой медицинской помощи. На их счету – тысячи спасенных жизней и сотни благодарностей. Мы решили посмотреть, как же устроена жизнь скорой помощи «изнутри», показать читателям, чем живут люди данной профессии. Помогла нам в этом главный фельдшер ковровской городской станции скорой медицинской помощи НАТАЛЬЯ ЛЮБИМОВА, согласившаяся не только рассказать, но и показать, как и в каких условиях трудятся фельдшеры. 

— Наталья Евгеньевна, когда было построено современное здание городской станции скорой помощи?

В 1987 году, то есть 34 года назад. При этом возведено оно было по спецпроекту: такого в области больше нет. В других городах для этого используются постройки, оставшиеся после организаций, даже в областном центре. Уникальность проекта нашего здания в том, что оно предназначено для нас, работников скорой помощи. Есть специальный теплый гараж для стоянки автомобилей и боксы для их мытья. И даже площадка для дезинфекции машин скорой помощи – она очень пригодилась во время пандемии, когда транспорт приходилось обрабатывать после каждого выезда к ковидному пациенту, а их было много.

На третьем этаже расположена административно-хозяйственная часть, где есть конференц-зал, в котором проводятся собрания коллектива, ежедневные утренние оперативки, на которых старший врач смены при сдаче дежурства рассказывает о количестве вызовов за сутки, их классификации, ДТП и ЧС, то есть представляет статистику. Здесь же звучат различного рода объявления для выездных бригад, замечания по работе. Раз в месяц проводятся конференции с приглашением ведущих городских специалистов для чтения лекций по профессиональным вопросам. Все это проходит очень наглядно, практично и самое главное – не формально. На втором этаже расположена комната отдыха персонала (конечно, полноценным отдыхом это назвать сложно, но выпадает иногда такая возможность перекусить или попить чаю между вызовами). Наша работа не предполагает сон и закрепленный обеденный перерыв, поэтому фельдшеры приспосабливаются что называется «на ходу» и перекусить, и отдохнуть. Такая специфика. Первый этаж – это оперативный отдел, диспетчерская, где принимаются вызовы от населения. Есть телефонные линии: три  линии 03 и две — 112. Все компьютезировано, обработка полученного вызова идет в электронном формате.

— Диспетчерами работают люди с медицинским образованием? В чем специфика их работы?

Для принимающего вызов (полное и правильное название «фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи от населения и передаче их бригадам скорой медицинской помощи ») обязательно наличие медицинского образования. Здесь трудятся, как правило, самые опытные сотрудники – в прошлом фельдшеры выездных бригад скорой помощи. Работа непростая и очень важная: за короткий промежуток приема вызова диспетчер должен понять, насколько серьезна ситуация, какую бригаду лучше отправить или просто проконсультировать человека по телефону, успокоить. Бывает, что звонящему нужно просто назначить лечение, что делает участковый врач, а он, растерявшись, обращается в скорую. Диспетчер в таком случае помогает человеку сориентироваться, а если на данный момент поликлиника уже закончила прием пациентов, записывает вызов и отправляет к нему бригаду. Поэтому работа диспетчеров очень ответственная и непростая.

— Наталья Евгеньевна, каков на данный момент парк автомобилей скорой помощи? Сколько бригад обслуживает население и в чем заключается их работа?

 Наш парк — это 28 санитарных автомобилей, все они достаточно новые, самый «старый» — 2010 года. Из них — 6 реанимобилей. Ежегодно поступают по 1-2 машины от департамента здравоохранения, они приобретаются на федеральные средства.

В среднем ежедневно в смену выходит 12 бригад, работают они в графике «сутки через трое» — с 9 утра текущего дня до 9 утра следующего. Водители работают по 12 часов, больше по закону нельзя. Каждая выездная бригада снабжена планшетом, бумажек у нас давно уже нет. На электронное устройство поступает вызов в виде специального звукового сигнала, высвечивается адрес и данные пациента. По приезде на место сотрудники вводят в планшет информацию о прибытии и проводимых манипуляциях. Если есть необходимость отправить человека в больницу, в планшете вновь делается пометка, в какое учреждение госпитализирован больной. Система так устроена, что старший врач смены, сидящий в оперативном отделе, руководит всей работой выездных бригад и может со своего компьютера войти в каждый планшет, отследить, что делает бригада на вызове. Наши фельдшеры могут снять и расшифровать ЭКГ и, если, например, случай сложный, пересылают его старшему врачу для согласования дальнейших действий. Вообще работники выездных бригад – люди «подкованные», они могут оказать квалифицированную помощь не хуже врача.

Наш коллектив достаточно молодой, каждый год к нам приходят молодые специалисты после медицинского колледжа. В этом году, например, пришло пять человек на преддипломную практику и планирующих в будущем после получения сертификата по скорой неотложной помощи вернуться к нам на работу. Мы во время практики к ним тоже присматриваемся. Ежегодно где-то один-два специалиста обязательно приходят, однажды пришли даже 10 человек! Все они неплохо подготовлены, ставим их работать с наставниками. Мало, кто уходит, в основном остаются. Создаются и семейные пары, чему мы только рады!

Есть в коллективе и те, кто трудится уже более 40 лет(!), это и водители, и медики. Наша гордость – это  Крылова Антонина Васильевна и Скобелева Любовь Борисовна — фельдшеры по приему вызовов и передаче их бригадам. Это профессионалы своего дела. С первых секунд разговора могут безошибочно определить тяжесть состояния пациента, дать грамотный совет действий до приезда медиков и направить нужную бригаду. Водители  со стажем работы более 30 лет: Сорокин Геннадий Юрьевич, Калачев Сергей Петрович, Аганин Виктор Иванович, а также Байков Евгений Вадимович-механик смены, в прошлом водитель экипажа СП, Теплухин Юрий Александрович – механик гаража, в прошлом опытный водитель бригады, имеющий стаж работы на скорой помощи 33 года. И, конечно, многие другие коллеги!

Коллектив сложившийся, достаточно дружный, бригады работают, как правило, годами.

— Как вы переживали острый пандемийный период прошлой весны и осени?

— Конечно, было непросто. Инфекция неизвестная, мы обычные люди, которым также бывает страшно от того, с чем пока не встречались. Некоторые бригады прошлой весной боялись выезжать, даже случались отказы. Людей можно понять – у них тоже семьи, дети. Но мы – медики – должны уметь быстрее других брать себя в руки, чтобы собственным примером успокаивать пациентов и не предаваться панике. Так получилось, что многие наши фельдшеры проявили в этом даже личное мужество: выезжали к больным в самый разгар пандемии. К счастью, летальных случаев от ковида среди нашего персонала не было, но переболели, конечно, почти все. У нас не было недостатка в средствах защиты, антисептиках. Так что можно сказать, что на тот момент справились с проблемой неплохо. Сейчас ковидных пациентов в разы меньше, есть возможность на месте проводить экспресс-тесты на наличие инфекции. Многие сотрудники сделали прививки или планируют это в ближайшем будущем: никто из привитых не заболел, осложнений не было. Несмотря ни на что, мы продолжаем использовать специальные костюмы для выезда к ковидным пациентам, в машинах используются бактерицидные лампы. В общем, бдительности не теряем!

— Наталья Евгеньевна, вам тоже пришлось поработать в свое время практикующим фельдшером. Расскажите, какой запомнилась эта профессия?

— Раньше попасть на станцию скорой помощи было непросто. Я окончила наш медицинский колледж и три года работала в процедурном кабинете урологического отделения, ждала, когда освободится место. Мой «переход» осуществился в 1995 году, до 2004 года работала в выездной бригаде. Потом стала «дублером» старшего фельдшера, то есть замещала ее во время отсутствия. Ушла в декрет, а в 2007 году вышла на работу старшим фельдшером, в 2010 «дослужилась» до главного. Общий мой медицинский стаж – 29 лет. Иногда сейчас подрабатываю фельдшером по приему вызовов – диспетчером, чтобы и квалификацию не терять, и с людьми общаться. Немного скучаю по временам своей работы на линии – было очень интересно!

Фельдшер – почти врач, принимающий самостоятельные решения. Наверное, это прежде всего и руководило мной в желании работать именно на скорой. Здесь ведь очень важны такие качества, как: умение за считанные минуты принять решение, сориентироваться, полностью быть готовым нести ответственность за все манипуляции. Не каждый даже очень хороший специалист так может. А меня, уже начиная со второй смены, поставили во врачебную бригаду, так как многие специалисты на тот момент были в отпусках. Наставником моим была очень грамотный врач – Филиппова Лидия Васильевна (одна из четырех старших врачей смен, врач высшей квалификационной категории, являющаяся образцом порядочности, ответственного отношения к делу, высокой дисциплины, она эффективно руководит сменой  и пользуется заслуженным уважением в коллективе). Эту смену запомнила на всю жизнь: приехали на вызов к мужчине, 47 лет, обширный инфаркт. При нас уже он пережил остановку сердца и клиническую смерть. Смогли реанимировать, начал дышать – еще одна остановка! Вновь «вернули» его к жизни, спустили на носилках в машину, а пока ехали до больницы, произошла третья остановка, и помочь ему мы уже не смогли, к сожалению. Вот так бывает. Молодые начинающие фельдшеры нередко плачут после таких трагических исходов – психологически очень непросто принимать смерть человека. Со временем развивается профессиональное хладнокровие, которое просто необходимо – эмоции отодвигаются на задний план, а на первом месте задача – любой ценой помочь человеку. Это потом уже после «печальных исходов» и запах корвалола в здании ощущается, и успокоительные идут в ход…Надо восстанавливаться  для других вызовов: к сожалению, мы не боги, иногда бессильны даже при очень сильном желании помочь…

Курьезных случаев тоже вспоминается немало. Например, поступил вызов- «боли в животе» у женщины. Спокойно едем, я составляю примерный план наших действий на случай госпитализации. Приехали, а оказалось, что «боли в животе» — это… домашние роды, да еще и с осложнениями. Сначала растерялась, а потом вызвала еще одну бригаду. Приняли роды успешно, родился замечательный мальчишка. Хорошо, что все обошлось. Вот такое иногда случается, если люди не объясняют правильно, какая именно помощь им требуется.

А вообще после каждого успешного выезда немного гордишься собой, что смог помочь.

— Наталья Евгеньевна, поступает ли к вам обратная связь от пациентов в виде благодарности или критики? Как реагируете?

— Конечно, люди звонят после вызовов, чаще – благодарят, правда, бывает и критика. У нас на первом этаже даже есть специальный стенд, где вывешиваем благодарности бригадам. Он никогда не пустует. А жалобы… Куда же без них? В основном жалуются на задержки по времени, реже – на некомпетентность врачей (по мнению пациентов). С каждым случаем разбираемся отдельно и детально. Я беру объяснительные с бригады, а зам. главного врача изучает уже все нюансы. Существуют специальные комиссии по работе с жалобами, проверяется в обязательном порядке карта вызова. Если последняя уже закрыта, старший врач смены при малейшем сомнении ее перепроверяет и эту же бригаду могут вновь вернуть к пожаловавшемуся пациенту еще раз. Некоторые пишут сразу президенту (улыбается), сейчас это просто. Потом из департамента к нам приходят бумаги, по которым мы подробно даем отчет.

— Как быть в ситуациях, если стал свидетелем, что человек почувствовал себя плохо на улице, а остаться рядом с ним до приезда скорой ты не можешь?  Машина приедет?

— Безусловно! Все диспетчеры первым делом спрашивают адрес, потому что вызов может прерваться, а потом уже всю остальную информацию. И даже если вы только успели дозвониться, сказать, что человеку плохо на улице, назвали адрес, и связь вдруг прервалась – бригада в любом случае будет туда направлена. Конечно, лучше, если нас кто-то встречает, особенно в вечернее время – не теряются драгоценные минуты, но в любом случае найдем пострадавшего и окажем необходимую помощь. Кстати, мы обслуживаем и Ковровский район: самые дальние наши точки – п. Восход и Эсино. Но за 20 минут (это временной норматив доезда) мы туда, конечно, не доберемся.

Помощь бывает скорая, когда есть угроза жизни, здесь бригада должна выехать не позднее четырех минут после поступления вызова, и бывает неотложная, когда человеческая жизнь вне опасности (по закону в таких случаях машина приезжает в течение двух часов). К «скорым», например, относятся роды, ДТП, бессознательное состояние человека, боли в груди, кровотечения, а к «неотложным» – головная боль у взрослого человека. На ДТП у нас выезжает первая освободившаяся бригада, но при возможности, конечно, стараемся отправить более «опытных». Все зависит от того, какое ДТП, сколько пострадавших, какие травмы и т. д.

Помимо спецификации автомобилей, у бригад есть специальные медицинские укладки, они разные и зависят от конкретного случая. Перечень используемых препаратов у нас достаточно большой. Выезжаем мы и к онкобольным, обезболиваем пациентов по показаниям разными препаратами, в том числе строгой отчетности. Стараемся не оставить в беде никого.

— Наталья Евгеньевна, ваши пожелания коллегам в профессиональный праздник.

— Хочется пожелать здоровья прежде всего, семейного благополучия, оптимизма, стойкости и выдержки в нашем нелегком труде.

А еще приглашаем к нам молодежь, у нас неплохие зарплаты, динамичная и интересная работа, удобный график, спецодежда, дополнительные дни к отпуску. Мы живем очень дружным коллективом! Если вас не пугает психологическая и физическая нагрузка, если медицина – это ваша мечта, а помощь людям – потребность, то милости просим!

  1. P. S. После официальной части беседы Наталья Евгеньевна организовала мне экскурсию по станции скорой помощи, показала и диспетчерскую, и парк, и даже оборудование в самих машинах… Я узнала, что при станции скорой помощи есть, оказывается, даже специальный бокс для пациентов, которые решили не вызывать машину, а прийти сами! И такое бывает.

Очень легко прошло общение с человеком, влюбленным в свое дело. Было понятно, что моя собеседница себя на другом месте и не представляет. Так ведь и должно быть, не правда ли?

Татьяна ПЕВЦОВА

Фото из архива городской станции скорой помощи г. Коврова

 

0 комментарий
0

Вам может понравиться

Оставить комментарий