Главная Новости ИМЕНИННИК

ИМЕНИННИК

опубликован manager

Не в каждом городе есть именинники, о которых вспоминают с любовью, гордостью и  …со слезами на глазах. Наш — именно такой. Он прожил 80 достойных трудовых лет, но помнить о нем будем всегда. Кто же он, наш сегодняшний герой?

Имя его — Ковровский экскаваторный завод. Родилось предприятие в первые годы Советской власти, вот его «биография».

В 1925 году в Ковровских железнодорожных мастерских был отремонтирован последний паровоз, а в 1928 году прекратился и ремонт вагонов. Мастерские были переименованы в Ковровский ремонтно-механический завод, который занимался ремонтом строительной техники. Новые цеха и корпуса для выпуска первых советских землеройных машин – экскаваторов, стали возводиться силами заключенных. Руководил строительством главный инженер, заключенный НКВД, выпускник института путей сообщения Александр Некрасов.

Первый советский экскаватор торжественно вышел из ворот ковровского завода 21 апреля 1931 года. Эта дата и является днем рождения Ковровского экскаваторостроения.

Что из себя представлял землеройный «богатырь»? Это был агрегат на железнодорожном ходу, полуповоротный, с емкостью ковша 2,5 куб. м; имел три паровые машины мощностью 150 л. с.; весил 75 тонн, имел скорость 2,5 км/час; внутри – керосиновое освещение. Обслуживали его две бригады: верхняя и нижняя. В составе верхней – машинист, стреловой, слесарь-смазчик и кочегар; в составе нижней – бригадир и шесть рабочих.

Первое испытание экскаватор проходил в деревне Федулово при сооружении земляной насыпи. Машинистом тогда был А. Николаев. 20 лет экскаватор проработал без капремонта. За 27 лет эксплуатации вынул 4 млн. кубометров грунта, проделав путь в 150 тысяч километров (приблизительно – четыре витка вокруг земного шара). «Ковровцы» завод выпускал до 1934 года, изготовил 177 машин.

В октябре 1934 года появился полууниверсальный паровой гусеничный трактор – ППГ-1,5, который держал экзамен на строительстве московского стадиона «Динамо» и канала Москва-Волга.

В 1936 году начался выпуск дизельного экскаватора на гусеничном ходу – ПДГ-0,5, модель которого экспонировалась на международной выставке в Париже в 1937 году.

Вскоре он был модернизирован и стал работать на солярке. В то время это были лучшие отечественные модели легких строительных экскаваторов.

В мае 1940 года завод собрал свой тысячный экскаватор и за 10 лет, с 1931 по 1941 год, выпустил 1253 машины.

В годы Великой Отечественной войны Ковровский экскаваторный завод был переименован в машиностроительный завод НКПС.

ГК ВКП(б) принял решение построить бронепоезд. Работа началась 21 октября 1941 года под руководством директора Ивана Мышенкова, инженера-конструктора Михаила Леонтьева, руководителя установки брони Леонида Чиндацкого. Для сборки была организована бригада. Работали по 12-18 часов в сутки. По воспоминаниям Василия Макарычева (в то время ему было 16 лет, он окончил ремесленное училище по специальности «Сварщик»), в то время в городе часто объявляли воздушную тревогу, так как немецкие самолеты через Ковров летали бомбить Горький. Соблюдалась строжайшая светомаскировка, а сварочные работы предполагали сильную освещенность, поэтому изготовили большой деревянный короб, который сверху для плотности покрывали еще и брезентом, поэтому варили, задыхаясь от газа, сварщиков вытаскивали в полуобморочном состоянии, обливали водой, чтобы привести в чувство, и снова они забирались под короб для продолжения работы.

Бронепоезд был построен за 10 дней. За 5 дней был вооружен танковыми пулеметами Дегтярева, крупнокалиберными пушками (ШВАК) – по два на каждом броневагоне. 9 ноября 1941 года ему было присвоено имя «Ковровский большевик».

18 декабря бронепоезд торжественно провожали на фронт. На большом митинге с напутственными словами выступил В. А. Дегтярев, экипажу из 18 человек вручили шефское Красное знамя и подарки – патефон, пластинки и гитару.

В Москве по причине малой мощности паровоза и отсутствия на вооружении дальнобойного оружия бронепоезд раскомплектовали, включив броневагоны в состав 43-го отдельного дивизиона бронепоездов, тем самым усилив их мощь. Боевой путь «Ковровского большевика» — это боевой путь дивизиона, который принимал участие в освобождении Брянска, Гомеля, Могилева, Почепа, Унечи, Новозыбкова, Злынки.

С 1942 по 1943 год дивизион охранял мост через реку Жиздру у города Думиничи Калужской области; боевой путь дивизион завершил весной 1945 года в предгорьях Карпат. Наши земляки С. Монаков и И. Мишин получили благодарности командования еще в первом бою на ст. Сухиничи в Калужской области, а С. Монакову был еще и вручен знак «Отличный пулеметчик».

Всего в годы войны в составе войск ПВО имелось 200 бронепоездов, а пионерами данного движения во Владимирском крае стали  труженики Коврова.

За военные годы заводом выпущены 10 тысяч комплектов колес для танка «Т-34», 25 тыс. корпусов для снарядов к «Катюшам», 2,5 млн. корпусов для мин; 40 тыс. корпусов для 100-килограммовых фугасных авиабомб «ФАБ-100», освоен новый серийный выпуск боеприпаса – осколочно-фугасная авиабомба – ОФАБ-100.

В период войны заводу восемь раз вручалось Переходящее Красное знамя Народного комиссариата путей сообщения и ВЦСПС и один раз знамя Госкомитета Обороны.

Гордость завода — начальник погранзаставы, Герой Советского Союза Алексей Лопатин, работавший здесь слесарем перед войной.

В послевоенное время завод вернулся к выпуску экскаваторов. В 1946 году – это Д-107 – дизельный полноповоротный на гусеничном ходу для разработки карьеров, рытья котлованов и траншей. В 1948 году – Э-505 – с гидравлическим управлением, который стал экспортироваться и за границу. В 1950 году народному хозяйству страны было передано 620 экскаваторов. 1956 год – Э-652 – с пневматической системой управления был снабжен еще и спецоборудованием для рыхления мерзлых грунтов. У Э-654 вместо дизеля использовался электромотор. В 1961 году партия таких экскаваторов была отправлена в Египет на строительство Асуанской ГЭС. Э-7515 прокладывал тоннели на железной дороге Абакан-Тайшет.

В начале 60-х годов по всей стране – сверхмерная экономия металла, что отразилось и на КЭЗе: завод перестал выполнять план. Благодаря умелому руководству  директора Николая Юрыгина, главного конструктора Николая Гаврилова, главного инженера Исаака Витиса, начались изменения: увеличилась производительность труда, снизилась себестоимость, расширилась территория завода, улучшились условия работы. И предприятие выбралось из экономического провала.

20 июля 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден орденом Ленина.

С каждым годом появляются новые модели экскаваторов: предназначенные для работы при температуре до — 60 градусов в условиях Крайнего Севера; с гидравлическим приводом; с упрощенным обслуживанием машины, узлов и деталей, с высокой надежностью. С 1981 года – на Э-4124 – гусеничный ход тракторного типа – это технический рывок. С 1985 года – ЭО-4125 – производительность была на 30% выше предыдущего образца.

В 1992 году из-за резкого снижения строительства спрос на экскаваторы упал. Зато появляется интерес к лесозаготовительной технике – завод вновь перестраивается. Освоен выпуск валовочно-пакетирующей машины МЛ-119А на базе экскаватора ЭО-4225А-О7, вызвавшей повышенный интерес на Международной выставке «Лесдревмаш-1996».

В 2006 году завод вступил в финансово-производительную группу «ГАЗ», но в 2009 году производство на нем полностью остановилось. Оборудование было перевезено в Тверь, а 11 ноября 2011 года Владимирский областной суд принял решение о ликвидации ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец».

Вот  вкратце такая «трудовая книжка» нашего именинника. Конечно же, предприятие – это прежде всего люди, чей труд – его жизнь. В стихотворении бывшего председателя ковровского литобъединения Юрия Соломина «Золотой юбилей», посвященного 50-летию завода, есть такие строки:

                   Там, где есть труд,

                   Там есть и продолженье

                   Великой биографии страны.

9 апреля во время открытия в Ковровском историко-мемориальном музее выставки, посвященной 90-летию ковровского экскаваторостроения, ведущая Наталья Герасимова рассказывала об истории завода, уделив немало внимания людям, строившим завод. Запомнились строки из воспоминаний кузнеца Алексея Маракушева: «…Рабочие не считались со временем. Я работал до тех пор, пока не падал…»  Вот такой была преданность делу!

Пользуясь случаем, хочется назвать фамилии бывших работников завода, о которых мне приходилось в свое время писать – они достойны этого:

  • Николай Рева, 1924 года рождения, участник Великой Отечественной войны, бывший газорезчик в стальцехе;
  • Василий Бурханов, 1920 г.р., морской пехотинец, участвовавший в освобождении Ленинграда, 26 лет работал в сборочном цехе;
  • Геннадий Кошелев после окончания училища работал столяром-краснодеревщиком в деревообделочном цехе, служил сапером в инженерной роте Кантемировской дивизии, вернулся на завод и с 1963 года по 1990 год работал в сборочном цехе;
  • Буся Долгова трудилась на КЭЗе с 1960 по 1989 годы;
  • Валентина Батракова – с 1942 по 1985 годы работала на заводе техником, инженером, конструктором ОГС, светокопировщиком;
  • Леонид Карантаев с 1967 по 2007 годы – конструктор ОГК, заместитель гендиректора и вице-президент по внешнеэкономической деятельности;
  • Валерий Тихомиров 45 лет возглавлял бюро эстетики;
  • Вячеслав Славинский – бывший председатель совета ветеранов;
  • Евгений Аксенов – председатель совета ветеранов с 2019 года. Кстати, «зацепило» выступление последнего… На открытии выставки Евгений Михайлович озвучил мечту многих ветеранов-экскаваторостроителей: установить в парке «Патриот» копию бронепоезда «Ковровский большевик». Это стало бы достойным подарком не только бывшим работникам КЭЗа, но и всем ковровчанам!

В апреле 2016 года на субботнике в парке КЭЗа познакомилась с бывшими работниками предприятия: слесарем Н. Керженцевым, крановщицами Т. Змеевой и А. Гладковой, бухгалтером Т.Антушевой, главным технологом Г. Куликовой (а ведь могли бы и не прийти на субботник — вот что значит настоящая преданность!)

На открытии выставки случайно встретились с главным редактором нашей газеты Ириной Вячеславовной – и была приятно удивлена, что и ее дедушка — Николай Назаренко — до войны работал на экскаваторном заводе. С завода в августе 1941 года ушел на фронт, а в апреле 42-го погиб.

Уверена: выставка, открывшаяся в музее, будет интересна многим. Здесь и модели экскаваторов 1947 и 1960 годов (их стОит увидеть!), и фотографии рабочих 30-х, и заводское знамя, и подлинник грамоты о присвоении почетного звания «Ударник 3-его года  пятилетки» кузнецу А. Т. Маракушеву.

А разве не дорог нам парк экскаваторостроителей, который в 50-70 годы прошлого века был излюбленным местом отдыха ковровчан?!

Лидия ТАЛЫШКИНА.

Фото автора.

 

  1. P. S: Благодарю составителей книги «Город воинской славы Ковров: сквозь века», материалы которой использованы в этой статье.

 

 

0 комментарий
0

Вам может понравиться

Оставить комментарий